Эксперимент: внушение или убеждениеВ 1975 году американский психолог Ричард Миллер провел исследование с целью выяснить, с помощью чего эффективнее меняется поведение человека – посредством устного убеждения или при помощи приписывания человеку свойств, которыми он не обладает (т.н. «атрибуция»). Исследование проводилось в трех пятых классах Чикагской школы – пятиклассников пытались научить не сорить в классе и привить им привычку убирать мусор за другими.
Испытуемым из первой группы (группа устного убеждения) в течение недели по 45 минут в день читали лекции о том, что дети должны быть аккуратными и опрятными, призывали соблюдать чистоту, рассказывали об экологии и опасностях, связанных с загрязнением окружающей среды. Испытуемым из второй группы (группа атрибуции) постоянно говорили о том, что они уже являются аккуратными и опрятными. В первый день учитель похвалил учащихся за то, что они не бросали обертки от конфет на пол в общем зале во время проводившегося в этот день школьного собрания. В тот же день учитель передал классу слова, якобы произнесенные уборщицей, о том, что их классная комната является одной из самых чистых во всей школе. На третий день учитель отметил, что ученики, сидящие в первом ряду, отличаются исключительной аккуратностью… и так продолжалось восемь дней. Прямое и скрытое влияниеОбычно я учу влиять незаметно. Скрытый гипноз дает вам максимальную гибкость в коммуникации. Вы можете доносить до своего собеседника любые мысли, и делать это очень корректно.
Но полезно помнить, что наиболее сильный эффект достигается в комбинации скрытого и явного воздействия. Когда человек пытается воздействовать только скрытно, его признают мутным и скользким. И перестают доверять. Когда другой декларирует, что воздействует только явно, любому грамотному психологу ясно, что тот занимается самообманом. И просто не осознаёт своих скрытых посланий. Мастер коммуникации всегда поддерживает красивый баланс между своими явными и скрытыми воздействиями. Он влияет прямо, когда надо влиять явно. И он делает это косвенно, когда надо работать внушениями. В этом и заключается ответ: для разных ситуаций предпочительнее разные виды воздействия, а вместе их сила возрастает в разы. Разберем подробнее? Несколько слов о манипуляции вниманиемНаша способность принимать осознанные решения - зачастую иллюзия. Эксперименты показывают, что внедрить в сознание людей чужие идеи легче, чем мы думаем. Но если понимать, как нами манипулируют, этому можно противостоять.
Хочу в этой статье рассказать вам об экспериментах психолога Джея Олсона из Университета Макгилла (Канада). Внимание Олсона привлек один карточный трюк, который часто демонстрируют фокусники: вы пролистываете перед зрителем колоду карт и просите его выбрать одну из них случайным образом. Доброволец не знает, что фокусник уже понял, какую карту он выбрал – и тот эффектно угадывает ее к изумлению аудитории. Секрет заключается в том, чтобы задержать определенную карту во время пролистывания, сделать так, чтобы она запомнилась человеку. Эти несколько лишних миллисекунд привлекают внимание мозга, что затем побуждает добровольца выбрать именно эту карту. Результаты поразительны: в эксперименте Олсону удалось «запрограммировать» 103 из 105 участников. Но самое интересное дальше. Когда Олсон расспрашивал участников по окончании эксперимента, оказалось, что 92% испытуемых даже не представляли, что ими манипулируют, они были уверены, что полностью контролируют свои решения. Эффект привязки в гипнозе, переговорах и продажахВ конце прошлого века израильские исследователи Амос Тверски и Даниэль Канеман провели эксперимент, в котором участвовали студенты Орегонского университета. Экспериментаторы подкрутили рулетку таким образом, чтобы она останавливалась на цифрах «10» и «65». Далее рулетка раскручивалась и выпавшее число испытуемый записывал. После этого авторы задавали студенту два вопроса: - Доля африканских стран среди членов ООН больше или меньше числа, которое вы только что записали? - По вашему мнению, какую долю составляют африканские страны среди членов ООН? Разумеется, цифра на рулетке и ответы на данные вопросы никак между собой не связаны и испытуемые должны были проигнорировать выпавшие цифры. Однако, в среднем те студенты, которые записали цифру 10 указывали в ответе около 25%, а записавшие цифру 65 указывали долю примерно в 45%. Эффект привязки возникает, когда перед оценочным ответом относительно сложного, не точно понимаемого предмета, субъект сталкивается с некоторым произвольным событием. Как использовать интерес в скрытом гипнозеУ интереса есть два полезных свойства: он прекрасно удерживает внимание, и это приятное переживание, которое можно испытывать долго. Если радость напоминает бурный всплеск, то интерес – это ровный и мощный поток. Чем это полезно в скрытом гипнозе? Навскидку я вижу следующее. Во-первых, пока человеку интересно, он ваш. Вплоть до откладывания и переноса других дел. Во-вторых, когда человеку интересно нечто конкретное, он не обращает внимания на мелочи, не связанные с интересующим вопросом. В том числе на ваши внушения! И в-третьих, если человеку было с вами интересно, он вернется. И будет приходить еще и еще, а заодно и друзьям порекомендует. Как же внушить человеку интерес? Прием косвенного внушенияБытовое представление о гипнозе предполагает, что гипнотизер вводит свою «жертву» в особое состояние сознания, в котором та подчиняется любым его командам. Скажет: «Купи у меня телевизор!» - и человек под гипнозом все сделает.
Не скрою, такое тоже бывает, но погружать в глубокий транс малознакомого человека я бы не стал: шанс провала слишком велик. Как правило, для этого требуется большая разница в психической силе, а играть в переговоры интересно с равными соперниками. Поэтому приходится задействовать более тонкие механизмы. Например, внушение упоминанием о нужном вам действии. Суть приема в следующем. В общении с человеком вы несколько раз произносите соответствующий глагол или отглагольное существительное. Но не просто произносите, а специально разбрасываете такие слова по своей речи. Милтон Эриксон называл этот прием «засеиванием». Он им пользовался, например, для внушения амнезии:
Гипнотическое вступление10 способов приковать внимание читателя к вашей статьеУ читателя всегда мало времени. Его внимание рассеивают телевидение, социальные сети, серфинг в Интернете, задания начальства, встречи и сотни других дел. Поэтому когда кто-то начинает читать вашу статью, у вас есть всего 5-7 секунд, чтобы увлечь читателя настолько, чтобы он продолжил чтение. Если первый абзац уныл и скучен, вся статья обычно терпит фиаско. Сегодня мы изучим несколько секретов, которые помогут вам приковать внимание занятого, рассеянного читателя к вашей статье. И используем мы для этого, как и полагается, гипнотические технологии. Как вы помните, гипнотический транс – это любая сильная концентрация внимания на чем-либо. Когда вы интенсивно концентрируетесь на каком-то чувстве или проблеме, образе или мысли – вы автоматически попадаете в состояние транса. Это значит, что если вы захватите своего читателя чувством, идеей, образом, на чем внимание человека застряло бы, то он при всем желании не сможет оторваться от вашей статьи, пока не прочтет ее до конца. Внушение спящему человекуМенее всего защищен от гипноза спящий человек. А значит, вы можете совершенно безнаказанно подключаться к подсознанию своего спящего "пациента" и вкладывать в него нужные инструкции.
Я не рассматриваю сейчас вопрос - зачем (не люблю вести дискуссии с "небожителями" и слушать их упреки), я рассказываю - как именно это реализовать на практике. Для начала дождитесь, когда у "пациента" наступит фаза сна БДГ (фаза быстрого движения глаз) - это произойдет примерно через 0,75-1,5 часа после засыпания. О наступлении фазы сна БДГ всякий раз свидетельствует изменение позы спящего. Далее вы присаживаетесь у изголовья человека и делаете медленные пассы руками. Направление пассов - от головы к ногам на расстоянии 1,5-2 сантиметров над поверхностью тела спящего. После этого 2-3 минуты тихим шепотом в ритме сонного дыхания повторяете «Спи глубже, спи глуб-же...». Здесь важно установить контакт с подсознанием человека, а также убедиться, что он действительно спит, а не притворяется. Для этого вы меняете ритм слов: произносите их то быстрее, то медленнее. Если дыхание спящего изменяется в ритме ваших слов - все отлично, контакт установлен. Как заложить в подсознание собеседника скрытые команды«Просто так» ничего не происходит – не возникают эмоции, не рождаются чувства и симпатии. Стало грустно или радостно, понравилось или не понравилось – все эмоции проходят через подсознание. Вы не замечаете большей части того, что в нем откладывается, и поэтому можете быть уверены, что все чувства «случайны». Теперь представьте, что вы научились помещать нужные мысли и чувства в подсознание людей. Перед вами – огромные возможности, надо только потренироваться. Скрытые команды – ловушки речи Каждый человек в общении неосознанно выделяет наиболее важные для него слова. Интонацией, паузой, жестом. Тем самым мы расставляем в своей речи акценты, информируя слушателей о том, на что следует обратить особое внимание. Сознание людей, как правило, не обращает внимания на подобные тонкости. Однако их подсознание все видит и все слышит. И, замечая, что какие-то наши слова по особому подкрепляются жестами и голосом, делает выводы об их важности. Используйте этот эффект и результаты превзойдут ваши ожидания! Используем скрытый гипноз, чтобы обмануть свою леньЧеловек – существо сложное, многогранное. В каждом из нас живет множество личностей, и у каждой из них есть свои интересы. Иногда интересы совпадают, иногда – пересекаются (есть мнение, что нормальный человек отличается от шизофреника лишь тем, что у последнего эти личности «прорываются наружу»). Представьте крупную компанию: все ее подразделения работают на общее благо, но при этом они регулярно спорят между собой. Например, одни подразделения выступают за наращивание масштаба и активный захват новых рынков. Другие предпочитают спокойное получение дохода с уже освоенных рынков, не замахиваясь на большее (чувствуете аналогию с ленью?). Задача руководителя состоит в общей координации работы этих подразделений, сглаживании противоречий, направление их усилий на достижение общей цели. Вот и роль вашего сознательного «Я» в идеале заключается в том, чтобы прислушиваться к всему многообразию «советчиков» в вашей голове, и воплощать в жизнь те мысли, которые ведут к достижению ваших долгосрочных целей. Не создавая при этом внутренний конфликт. На практике это означает необходимость действовать через «не хочу», проходить через дискомфорт и отыскивать красивые решения, удовлетворяющие всех. А раз в голове «куча народу», их тоже можно научиться убеждать. |
|
|
|
|
|
Страница 1 из 2 |