Несколько слов о манипуляции вниманием

Наша способность принимать осознанные решения - зачастую иллюзия. Эксперименты показывают, что внедрить в сознание людей чужие идеи легче, чем мы думаем. Но если понимать, как нами манипулируют, этому можно противостоять.

Манипуляция вниманием

Хочу в этой статье рассказать вам об экспериментах психолога Джея Олсона из Университета Макгилла (Канада).

Внимание Олсона привлек один карточный трюк, который часто демонстрируют фокусники: вы пролистываете перед зрителем колоду карт и просите его выбрать одну из них случайным образом. Доброволец не знает, что фокусник уже понял, какую карту он выбрал – и тот эффектно угадывает ее к изумлению аудитории.

Секрет заключается в том, чтобы задержать определенную карту во время пролистывания, сделать так, чтобы она запомнилась человеку. Эти несколько лишних миллисекунд привлекают внимание мозга, что затем побуждает добровольца выбрать именно эту карту. Результаты поразительны: в эксперименте Олсону удалось «запрограммировать» 103 из 105 участников. Но самое интересное дальше.

Когда Олсон расспрашивал участников по окончании эксперимента, оказалось, что 92% испытуемых даже не представляли, что ими манипулируют, они были уверены, что полностью контролируют свои решения.

И более того, значительная их часть даже представила выдуманные причины такого решения. Один сказал, что выбрал десятку червей, потому что 10 – большое число, и он думал о сердцах до начала эксперимента. Также Олсон понял, что тип личности не слишком влияет на вероятность, что вами будут успешно манипулировать – все мы одинаково уязвимы.

Подобные манипуляции происходят постоянно:

  • Когда мы выбираем блюдо в ресторане, мы с вдвое большей вероятностью выберем что-то из начала или из конца меню, потому что это больше всего привлекает внимание. И при этом у нас найдутся причины: выбрали рыбу, потому что давно уже ее не ели.
  • Если в магазине играет музыка на французском, мы невольно выбираем при покупке вино из Франции. И опять-таки этого не осознаем.
  • Когда вы даете кому-то горячий напиток, вас с большей вероятностью воспринимают как человека «теплого», а когда от вас исходит неприятный запах, люди склонны считать вас морально ущербным.

Как обнаружить манипуляции?

Вот четыре приема манипуляции, с которыми мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, в том числе общаясь с коллегами и друзьями.

1. Сила прикосновений. Если вы просто на секунду возьмете человека за предплечье и заглянете ему в глаза, он будет гораздо более открыт к вашим предложениям.

2. Скорость речи. Фокусники часто торопят своих добровольцев, чтобы те выбрали первое, что приходит на ум – а это может быть та самая идея, которую они им внедрили. Но как только люди сделали выбор, манипулятор переключается в более расслабленный режим. Тогда доброволец начинает думать, что он свободно сделал свой выбор.

3. Поле зрения. Задерживая выбранную карту, Олсон делал ее более «выпуклой», благодаря чему она застревала в сознании людей. Есть масса способов сделать это – например, поместить что-то на уровне глаз человека, пододвинуть что-то чуть ближе к цели. По этим же причинам мы часто выбираем самое первое, что нам предлагается.

4. Специальные вопросы. Например: «Почему, на ваш взгляд, это хорошая идея?» Или: «Какие, на ваш взгляд, здесь преимущества?» Звучит очевидно, но когда вы даете человеку убедить самого себя, он будет более уверен в своем решении в долгосрочной перспективе – как будто это с самого начала была его идея.

Все мы поддаемся на подобное скрытое влияние. Но если вы начнете замечать, кто дергает за эти ниточки, можно отбросить эти атаки.



2723
Система комментариев Cackle
Хотите за 7 дней научиться незаметно влиять на людей?
Получите в подарок секретный бонус!
*Поля, обязательные для заполнения
Уже учеников:
43 538
Добавить в избранное



Telegram канал @avernuslab


Яндекс.Метрика

Закрыть
Подарок за первое посещение сайта
Александра Истомина
Хотите научиться скрытому гипнозу,
но не знаете с чего начать?
Скачайте бесплатно пошаговую
инструкцию
-
Без спама! 100% Вы всегда можете отписаться от рассылки