Речевое дыхание

Как известно, процесс дыхания состоит из вдоха и выдоха и совершается подсознательно. Но, когда мы общаемся с публикой, дыхание должно подчиняться нашей воле, следовательно, нам нужно научиться управлять им. Важно научиться набирать воздух в большем количестве, чем обычно, уметь задерживать воздух, экономно его расходовать, чтобы хватило до логической паузы, во время которой пополняется запас воздуха. Если же дышать произвольно, неумело, ваше выступление может оказаться лишенным эмоционального и смыслового звучания. Очень важно также, чтобы речевое дыхание было бесшумным, а запас воздуха пополнялся быстро. 

Фонационное дыхание - это дыхание во время речи. Главные мышцы вдоха это диафрагма, т.е. мышца, которая разделяет грудную полость с брюшной и группа мышц, которые управляют рёбрами грудной клетки. Наиболее естественно для любого человека - дыхание в положении лёжа на спине при расслаблении мышц. Лягте на спину, положите руку на живот, а другую на грудь. Вдохните так, чтобы рука на груди была неподвижной, а рука на животе, поднялась. Затем выдохните. Нужно добиться, чтоб движения при брюшном дыхании совершались легко, без напряжения. Теперь встаньте и сделайте тоже самое. Чтоб сделать нижнее дыхание привычкой, надо систематически делать упражнения. Заниматься лучше по утрам.

Речевое дыхание

Техника речи. Положение тела

Попробуем ощутить - как работают дыхательные мышцы. Для этого найдём нужное положение тела. В положении стоя начните сутулится, расслабьтесь. Затем приподнимите плечи, грудь и, откиньте его назад, т.е. "наденьте" на позвоночник. Спина прямая укрепилась, шея, руки, плечи - свободные. Такое положение тела, как говорил Станиславский - "тело на колок" - должно стать естественным, привычным, не только в период работы над речью, фонационным дыханием, но и вообще в жизни.

Упражнение "свеча". Ровный интенсивный выдох

Берем полоску бумаги. Примерно 15 см на 4 см. Подносим полоску ко рту примерно на 5-7 см. Губы в трубочку, как для свистка. И начинаем дуть на полоску бумаги. Следим, чтобы угол наклона полоски был одинаков на протяжении всего выдоха. Упражнение позволяет следить за ровностью выдыхаемого воздуха при фонационном дыхании.

Вам нужно добиться ровного выдоха. Если выдох будет прерывистый - бумажка начнёт подниматься, опускается, дрожать. При ровном выдохе - бумажка будет находиться в одном положении - отклонившись. Как бы положили пламя свечи и держим его в таком положении. Следует обратить внимание на лёгкое напряжение в области межрёберных мышц и диафрагмы. "Дыхательный поясок" сохраняет ровность выдыхаемой струи.

Упражнение - "проколотый мяч". Плавный, энергичный выдох, не ослабевающий к концу

Имитируйте мяч, который прокололи шилом, звукоподражанием: сссссссс… Ладони рук охватывают грудную клетку с боков, как можно выше. Нажимайте на "мяч" ладонями легко, без усилий, чтобы воздух выходил из лёгких подольше. Упражнение выполняйте легко, без напряжения в звуке. Медленно сходятся руки, ощущая небольшое сопротивление "мяча". И также долго, медленно выходит воздух на звуке "с". Чем меньше воздуха осталось в мяче, тем ближе руки. И в конце ладони сходятся. И вместе с этим выбрасывается в активном звуке "с" оставшийся воздух. Это упражнение для постановки дыхания проделайте несколько раз. Выполнять его следует легко, без напряжение в звуке, в руках. 

Упражнение "звукоподражание" (различный выдох: плавный, спокойный, энергичный)

Вспомните звуки природы и воспроизведите их:

Свист ветра: ССССССС... 

Шум леса: ШШШШШШШ... 

Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…

Жужжание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Крик и карканье вороны: КРР! КРР! КРР!... КАРР! КАРР! КАРР!...

Трескотня сороки: ТРР! ТРР! ТРР!...

Рокот мотора: РРРРРРРРРРРР…

Звук электрического звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР… 

Тут следует обратить внимание на работу диафрагмы. То у неё напряжение минимальное. Воздух как бы вытекает в природу - при жужжании жука или шуме леса. При рокоте мотора или звуке электрического звонка напряжение усиливается. Воздух с силой выгоняется. При крике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма энергично и активно двигается, выталкивая воздух рывками. 

Произвольное управление выдохом

Представьте, что вы стоите в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в стороны. А теперь резко опустите руки вниз - к бокам, при этом выдохнув воздух. Морская вода снова поднимает руки - в это время нужно вдохнуть. Снова опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. Поднимите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, три, четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. Потом обратный порядок. Нужно обязательно координировать движение рук со счётом. Пока не окончили считать - не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощутить сопротивление воды под руками. Они опускаются плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете распоряжаться: то медленнее, то быстрее их опускать вниз.

Тренировка добора воздуха 

Представили, что едем на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. Слегка попеременно отталкиваясь палками скользим всё быстрее. На счёт: раз! два! (вслух) - оттолкнулись, сначала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На счёт: три, четыре - (мысленно, не вслух) - вдыхаем, при этом продолжаем отталкиваться. Счёт: пять, шесть - вслух, семь, восемь - мысленно. И т.д.

А теперь непрерывно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, ускоряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание при этом - не задерживаем. Автоматически берём вздох. Нужно не думать о дыхании, а прислушиваться - как звучит голос. Речь должна быть свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов можно подставить слоги: мму! ммо! мма! ммэ! мми! ммы!.. Согласный звук "м" поможет снять напряжение с голосового аппарата, т.к. требует меньшей затраты энергии на произнесение, являясь при этом наиболее звучным. А дыхание выбрасывается рывками на словах счёта. 

Упражнение для контроля дыхания

Станьте перед зеркалом, выпрямите спину, не горбьтесь. Наполните легкие воздухом за три секунды. Воздух вбирайте носом так, чтобы струя шла в середину ноздрей и не стлалась по их стенкам. Воздух ни в коем случае не должен втягиваться, а плавно, равномерно вливаться. Следите, чтобы вдох был бесшумным. В течении следующих трех секунд задержите воздух. Поднятые, раздвинутые при вдохе ребра удерживайте в этом положении. Наконец, за три следующие секунды выдыхайте воздух. Проходящий через нос воздух не должен задевать его стенок. Выдох должен быть равномерным, плавным, без толчков и бесшумным. Нижние ребра расслабляются, а плечи и верхняя часть грудной клетки не должны опускаться. Всё это делайте в первый день. Во второй день задержите воздух на 4 секунды, в третий день - на 5.

Оформим в виде таблицы:

Первый день 3 - 3 - 3

Второй день 3 - 4 - 3

Третий день 3 - 5 - 3

Четвертый день 3 - 5 - 4

Пятый день 3 - 5 - 5

Шестой день 4 - 5 - 5

Седьмой день 5 - 5 - 5

Вначале упражнение делайте не более полутора минут. В первый день упражнение сделайте десять раз. Во второй день повторите раза два предыдущее упражнение и переходите к следующему. И так далее. 

Когда эти упражнения будут даваться легко, переходите к такой схеме:

5 - 5 - 6 

5 - 5 - 7 

5 - 5 - 8 

5 - 5 - 9 

5 - 5 - 10 

6 - 5 - 10

7 - 5 - 10

8 - 5 - 10

9 - 5 - 10

10 - 5 - 10

Спустя два месяца время упражнений можно увеличить от полутора до двух минут. При слабом и больном сердце нужно ограничить задержку воздуха в легких. 

Упражнение "гекзаметр" 

Возьмите одно из произведений Гомера. "Илиаду", либо "Одиссею".

Например: 

"Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива

Через лесистые горы, туда, как Афина сказала,

Где божественный жил свинопас, о делах господина

Пекшийся более всех домочадцев, рабов Одиссея.

Он застал свинопаса сидящим в сенях. Простирался

Двор перед ним широкий на месте, кругом защищенном.

Хижину всю окружал он. В небытность хозяина двор тот

Огородил для свиней свинопас, камней натаскавши,

У госпожи не спросясь, не спросясь и у старца Лаэрта.

Дикие груши венчали забор тот высокий из камня".

Прочитайте вслух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов: 

Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива

Затем, также без пауз, на одном дыхании читайте две строчки - эту же и следующую: 

Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива

Через лесистые горы, туда, как Афина сказала,

Потом три строчки:

Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива

Через лесистые горы, туда, как Афина сказала,

Где божественный жил свинопас, о делах господина

Прибавляйте по одной строке, пока хватает дыхания. Затем обратный порядок. Упражняясь, вы сможете прочитать на одном дыхании достаточно много. Цель этих упражнений состоит в воспитании подвижности и свободы работы диафрагмы, для того, чтобы она успевала обслуживать речь оратора, сохраняла опору при различных характеристиках речи. 

Попробуйте придумать свои упражнения для дыхания. Например, можно имитировать действия дровосека. Удар топора сопровождайте звуком, похожим на "хэ"! Воздух с этим звуком выбрасывается из лёгких и они, за счёт движения диафрагмы мгновенно наполняются вновь. Выдох и вдох - короткие, энергичные, свободные. Только не нужно перенапрягаться! Рубите легко, играючи. 

Пусть вам не кажется это занятие каким-то чудачеством. Это нормальная специфика голосового тренинга. Хорошее настроение, игровые компоненты помогают раскрепостить организм, особенно мышцы фонационных путей. А следовательно, быстрее выявить природный тембр голоса и наиболее эффективно развивать его. Меньше иронии, больше веры, и вы обязательно сможете развить речь и научиться говорить - красиво и свободно!



23190
Система комментариев Cackle
Хотите за 7 дней научиться незаметно влиять на людей?
Получите в подарок секретный бонус!
*Поля, обязательные для заполнения
Уже учеников:
43 538



keytosense

Яндекс.Метрика

Закрыть