Эффект привязки в гипнозе, переговорах и продажах
В конце прошлого века израильские исследователи Амос Тверски и Даниэль Канеман провели эксперимент, в котором участвовали студенты Орегонского университета. Экспериментаторы подкрутили рулетку таким образом, чтобы она останавливалась на цифрах «10» и «65». Далее рулетка раскручивалась и выпавшее число испытуемый записывал. После этого авторы задавали студенту два вопроса: - Доля африканских стран среди членов ООН больше или меньше числа, которое вы только что записали? - По вашему мнению, какую долю составляют африканские страны среди членов ООН? Разумеется, цифра на рулетке и ответы на данные вопросы никак между собой не связаны и испытуемые должны были проигнорировать выпавшие цифры. Однако, в среднем те студенты, которые записали цифру 10 указывали в ответе около 25%, а записавшие цифру 65 указывали долю примерно в 45%. Эффект привязки возникает, когда перед оценочным ответом относительно сложного, не точно понимаемого предмета, субъект сталкивается с некоторым произвольным событием. Как эффект привязки работает в переговорахДавайте представим переговоры по цене. В таких переговорах образ желаемой цены у непрофессионалов жестко не зафиксирован и поэтому людей продавливают порой ниже комфортной планки, как в закупках, так и в продажах. Если в переговорах по цене, образ которой не закреплен жестко в сознании, перед обсуждением главного вопроса прозвучат цифры, взятые «с потолка», то относительно них, несмотря на абсурдность ситуации, будет осуществляться «растягивание» конечной цены, хотя переговорщики будут полагать, что в действительности они рациональны и объективны. Переговорщики наверняка будут готовиться к некоторому диапазону цен, в пределах которого каждому хотелось бы остановиться, однако эффект привязки может существенно повлиять на изначальную позицию, снижая уверенность и повышая вероятность сдвига позиции к другой, менее интересной цене. Вместо случайной цифры может актуализироваться предварительно другая информация, например, дефицит чего – либо из другого контекста и этот фактор помимо воли субъектов будет оказывать давление на сдвиг изначальной позиции. Как эффект привязки работает в продажахВ продажах этот эффект эксплуатируется очень широко.
Как эффект привязки работает в гипнозеВ эриксоновском гипнозе эффект привязки также нашел свое применение. Например, в книге Милтона Г. Эриксона и Эрнеста Л. Росси «Человек из февраля. Гипнотерапия развития самосознания личности» в одной из терапевтической сессии с пациенткой звучит фраза: - Что случилось с вашей рукой? Она движется вверх от колена к карандашу. Здесь не только фиксация внимания пациента, а также и внушение, осуществляется привязка к ненамеренному движению руки. И даже в том случае, если рука пациентки находилась в покое, то после данной фразы реципиент сгенерировала образ движения руки. Этого оказывается достаточно для того, чтобы активировались зеркальные моторные нейроны и затем возникнет состояние, при котором субъект может почувствовать движение руки. Трудность противодействия привязке при принятии решения не в том, чтобы признать ее существование в конкретной ситуации, а в том, чтобы распознать как трансформировалось решение и каким бы оно было, если фактор, порождающий привязку, отсутствовал.
Чаще всего на подобные вопросы ответ затруднителен. А на сегодня мы с вами закончим рассматривать эффект привязки, хотя тема не раскрыта полностью, к сожалению, мы ограничены форматом статьи. Спасибо за ваше внимание и пишите свои комментарии, будет очень интересно их прочитать! ![]()
5302
|