6 способов психологической защиты

Психологическая защита – очень важный механизм саморегуляции. Она позволяет нам пресекать негативное влияние мыслей, идей, действий как внутренних, так и пришедших извне.

Психологическая защита

Выбор способа защиты в каждом конкретном случае зависит от характера человека, его темперамента, уровня амбиций. Мы не понимаем, почему вдруг начинаем вести себя агрессивно, уходим в себя или пытаемся всеми силами обидеть собеседника, задеть его за живое. Обычно люди выбирают тот вариант защиты, который им представляется наилучшим из имеющихся. Цель этой статьи заключается в том, чтобы понять арсенал других возможных реакций, что поможет вам более гибко действовать в конфликтных ситуациях.

Что человек защищает? Свои представления, убеждения, верования как о самом себе, так и об окружающем мире – то из чего складывается его картина мира. Личность защищает свои желания, мотивы, потребности, ценности, эмоциональные переживания. Фактически, человек защищает самого себя, под этим понимается собственная целостность.

Как происходит защита? В животном мире распространены всего три защитных способа поведения: бежать; замирать; драться. Но люди усовершенствовали свои защитные реакции. Например, некоторые исследователи выделяют шесть исходных способов защиты у человека при взаимодействии друг с другом: убежать; изгнать (драться); спрятаться; управлять; затаиться; игнорировать. Каждый из способов защиты проявляет себя набором действий.

Давайте кратко рассмотрим эти способы, а заодно определим, как вы можете их использовать.

1. УБЕЖАТЬ

При данной форме психологической защиты осуществляется отсоединение от противника. Вы прерываете контакт, ищете причины, чтобы покинуть поле переговоров, например, прерваться на обед, продолжить после совещания. Примеры фраз:

  • Мне нужно покинуть вас.
  • У меня срочный звонок.
  • Это слишком серьезный и длинный разговор, а мне надо спешить.
  • Это мы не будем обсуждать сейчас.
  • Это не в наших силах.
  • Задача не выполнима.

2. ИЗГНАТЬ

Вы разрываете контакт, удаляя оппонента из переговорного процесса. Для этого вы находите аргументы, которые позволяют продемонстрировать противоположной стороне ее неподготовленность, предвзятость, некомпетентность, недобросовестность и т.п.

  • Вы плохо подготовлены.
  • Вам следует предварительно звонить, прежде чем врываться в мой кабинет.
  • Вы не являетесь лицом, принимающим решения.
  • У вас осталось одна минута.
  • Ваше время закончилось.
  • Вы нас подвели и испортили нашу репутацию.
  • Забудьте про наши общие дела.
  • Охранник вас проводит.
  • Ну, всего вам, прощайте.
  • Уходите.

3. СПРЯТАТЬСЯ

Вы занимаете позицию, в которой вас не должно ничто тревожить, и никто не должен донимать.

  • Я сейчас занят.
  • Не надо обсуждать мою личность.
  • Мы потом вернемся к этому вопросу, но не сейчас.
  • У меня нет на это времени.
  • Давайте в другой раз. Перенесем этот вопрос.
  • Это мое личное время и дело.
  • Не понимаю, что вы от меня хотите.
  • На этот вопрос я, пожалуй, воздержусь отвечать.

4. УПРАВЛЯТЬ

Вы стремитесь обеспечить себе возможность контролировать противоположную сторону, навязывать свою волю, доминировать.

  • Если вы будете продолжать игнорировать мои аргументы, мы ни о чем не договоримся.
  • Прежде чем принять решение, вспомни скольким ты обязан мне.
  • Если не хочешь сделать это для меня, сделай это для наших детей.
  • Иди и подумай над своим поведением.
  • Забывая о своих обещаниях, вы создаете себе негативную репутацию.
  • Давайте решать этот вопрос по справедливости.

5. ЗАТАИТЬСЯ

Вы дозируете информацию, которую выдаете противоположной стороне. Осторожно выбираете слова. Скрываете чувства. Стремитесь не демонстрировать свое мнение.

  • Спросите других.
  • Вам лучше обратиться к руководству.
  • У меня нет информации по этому вопросу.
  • Это коммерческая тайна.
  • Я не справочное бюро.
  • Я не уполномочен сообщать вам эту информацию.

6. ИГНОРИРОВАТЬ

Человек пребывает в иллюзиях. Неправильно объясняет события, упрощает связи между явлениями. Стремится не замечать угрозы вообще или не оценивать их серьезность.

  • Мне все равно.
  • Ничего страшного.
  • Ерунда, все само пройдет.
  • Ничего, прорвемся.
  • До свадьбы заживет.
  • Не надо усложнять. Все гораздо проще.
  • У меня все хорошо. Я в порядке.
  • Жизнью надо наслаждаться.
  • У меня все под контролем.

Если вы обратите внимание, то наверняка заметите, что у ваших близких и знакомых, да и у вас самих имеются свои «излюбленные» приемы защиты.

Психологическая защита помогают индивиду избежать усиления боли и заблокировать ее. При этом человек нередко расплачивается тем, что проблема оказывается в «слепом пятне», когда вместо того, чтобы анализировать произошедшее, рефлексировать, понять механизм, субъект стремится отмахнуться от проблемы «здесь и сейчас».

Поэтому, используя психологическую защиту, подумайте и о том, как решить проблему комплексно, и не дожидаться момента, когда она вернется в гораздо более болезненной форме.



5807
Система комментариев Cackle
Хотите за 7 дней научиться незаметно влиять на людей?
Получите в подарок секретный бонус!
*Поля, обязательные для заполнения
Уже учеников:
43 538



keytosense

Яндекс.Метрика

Закрыть