Наша задача – встроить прямое внушение в свою речь так, чтобы снять с себя ответственность за его содержание. Мы хотим, чтоб человек сам извлек из вашей речи нужное ему содержание, не связывая свои выводы с вами.
Хорошо зарекомендовали себя следующие виды встроенных внушений:
– контекстуальные;
– кавычки;
– перекрывающиеся реальности.
Контекстуальные
Каждый человек неосознанно выделяет наиболее важные для него слова. Интонацией, паузой, жестом. Тем самым мы расставляем в своей речи акценты, информируя бессознательное слушателей о том, на что следует обратить особое внимание. Можно сказать, что таким образом бессознательное говорящего передаёт сообщение для бессознательного слушающего. Поняв этот эффект, попробуем специально выделять в своей речи часть слов, намеренно обращаясь к подсознанию собеседников. Например, рассказывать о дизайне интерьера, одновременно наводя транс: «Здесь уютно разместится диван. Его цвет гармонично впишется в общую цветовую гамму. Особенно приятно будет видеть, как преображается вид комнаты в зависимости от того, как ложатся тени при разном освещении. Здесь удобно поставить трюмо, а здесь хорошо бы поместить телевизор, чтобы расслабляться по вечерам...». Логики здесь мало, зато как работает!
Существует множество невербальных параметров, которыми можно варьировать, чтобы встроить в речь контекстуальное внушение: изменение голоса (громкости, скорости или высоты); пауза после ключевых слов; жесты, перемещения, постукивания; касания; направление взгляда; любая комбинация предложенных параметров. С дополнительными примерами данной техники можно ознакомиться в разделе «Внушение через маркирование». Контекстуальные внушения – средство мощное, эффективное и незаметное.
Кавычки
Кавычки – символ использования прямой речи, цитирования. Цитирование позволяет сказать всё, что вы хотите, совершенно не скрываясь, потому что для сознательного внимания слушателя сейчас обращаетесь не вы и не к нему. Другими словами, прикрытое кавычками внушение вкладывается в уста другого человека. Или себя в прошлом или будущем. Пример: «Когда я готовился к своему первому собеседованию, я сказал себе: Отбрось сомнения! Уже сегодня ты порадуешь своих близких!». Есть забавная особенность психики человека. Если одну и ту же мысль он слышит от нескольких разных человек, то в большей степени склонен ей верить. Можно, конечно, подговорить пару-тройку ваших общих знакомых, чтобы они сказали ему то же самое, но можно обойтись и кавычками. «Вася сказал, Сидор Евсеич так думает, Шопенгауэр о том же писал...».
Пересекающиеся реальности
В принципе применение пересекающихся реальностей, являющейся разновидностью техники перегрузка, очень похоже на цитирование, но возможности здесь шире. В том смысле, что здесь ещё проще замаскировать внушение. Например, можно рассказывать вложенные истории в духе: «Мне рассказал Петя, которому рассказал Вася, который вычитал у Бори, который цитировал своего руководителя...». Попробуй разберись, кто кому в вашем рассказе говорит то, что вы прямо сейчас внушаете вашему собеседнику. А ведь каждая из историй при этом ещё и техники наведения транса использует! Вот лишь маленький пример из бессмертной книги «Из лягушек в принцы». Представьте себе семинар, на котором Ричард Бендлер рассказывает аудитории: «Однажды я читал лекцию группе психологов, которые были весьма обидчивы и задавали много глупых вопросов, я сказал им о стереотипе кавычек. Затем я привёл пример – и даже сказал, что я делаю, – как М. Эриксон рассказал мне, как он останавливался на индюшачьей ферме, индюки страшно шумели, и ночью он даже проснулся от этого шума, не зная, что же делать. Однажды он вышел из дома, и я повернулся лицом ко всем психологам – и увидел, что со всех сторон окружён индюками, сотнями индюков. Индюки тут, индюки – там, индюки везде. И он посмотрел на них и сказал: «Вы, индюки». Человека два в той аудитории поняли, что я делаю, и были шокированы до онемения. Я стоял на сцене перед этими людьми, которые платили мне своим вниманием, и говорил: «Вы индюки», — и они не знали, что же делать. Они сидели и серьёзно кивали головами».