Как избавиться от вредных привычек

Бросить курить. Сколько людей носится с этой идеей. А сколько мечтают прекратить переедать, избавиться от пристрастия к алкоголю, азартным играм, перестать грызть ногти наконец…

Как избавиться от вредных привычек

– Доктор, наш мальчик пристрастился к компьютеру.
– Ну что же, будем лечить.
– А чем?
– Как водится: девочки, вино…

Что объединяет все эти вредные привычки?
Навязчивое поведение, то есть когда «вы хотите вот это и совершенно не можете справиться с собой».

Сегодня мы будем учиться такую навязчивость убирать. Но для начала немного теории.

Навязчивое поведение крепко закрепляется в подсознании людей по причинам своей:

  • эффективности – человек получает удовольствие с наименьшими затратами;
  • надежности – конкретные действия всегда ведут к желаемому результату, этот процесс стабилен и никогда не ломается;
  • доступности – предмет, с помощью которого реализуется вредная привычка, всегда находится под рукой.

Например, курение – крайне эффективный и надежный способ отвлечься от текущих проблем и получить удовольствие. Но вот последствия для здоровья…

Навязчивое поведение становится проблемой, когда человек теряет над ним контроль. Сколько людей умеренно потребляют алкоголь, и это не создает им проблем – ведь они контролируют процесс. Но если человек не может с собой справиться и продолжает пить, несмотря на то, что «решил бросить», «жена обещает уйти», «шеф грозит уволить» – это уже проблема.

– Так как мне бросить курить? – спросите вы.
– А мне переедать? – добавит ваша жена.

Решение простое и сложное одновременно: если поведение перестает быть эффективным и надежным, оно перестает быть навязчивым.

Например, вы съедаете много шоколада, удовлетворяя потребности в удовольствии, расслаблении и хорошем настроении. Это конечно лучше, чем алкоголь, но есть опасность превратиться в симпатичную свинку. Хочется найти более безопасный способ получения удовольствия и хорошего настроения.

НО! Шоколад штука коварная. Во-первых, он эффективен. Съели шоколадку – и сразу жизнь улучшилась. Во-вторых – он доступен. Достали из кармана и съели. В-третьих – надежен. Шоколад срабатывает практически всегда.

Единственный недостаток – в больших количествах шоколад вреден. Значит, когда мы будем искать ему замену, нужно найти что-то достаточно надежное, эффективное и доступное, но при этом еще и безопасное.

Например, для получения удовольствия можно: сходить в кино, поговорить с друзьями, заняться сексом, сделать несколько гимнастических упражнений, погулять, подумать о приятном. Для расслабления можно: почитать книгу, принять ванну, попросить мужа сделать массаж. И хотя каждый из способов в отдельности может и не удовлетворять всем требованиям во всех ситуациях (доступность, надежность, эффективность), но подбирая их под контекст, можно получить вполне хороший результат. В субботу сходить в кино, на обеденном перерыве прогуляться, закончив печатать документ пару минут помечтать о предстоящем отпуске…

Теперь кратко о том, что лежит в основе навязчивого поведения.

Намерение

Намерение – это то, ради чего человек ведет себя определенным образом. Ценность, которую он хочет удовлетворить в первую очередь.

За поведением человека стоит определенная цель. Внутренняя потребность. То, что он хочет получить для себя. Намерение еды – насыщение, намерение зарядки по утрам – здоровье.

Намерение положительно для его обладателя. Другое дело – поведение, при помощи которого он это намерение воплощает в жизнь. У грабителя в темном переулке вполне позитивное (для него) намерение – получение удовольствия, благосостояние… Но вот его способ достижения этой цели весьма неприятен окружающим.

Намерение всегда внутри. Поведение направлено наружу. Намерение отвечает на вопрос «зачем», а поведение – «каким образом».

Намерение – сытость. Поведение – купить пирожок и съесть его.

Вторичные выгоды

Вторичные выгоды – какие еще важные потребности человека удовлетворяет его привычка.

Женщина приходит вечером домой и начинает активно кушать. Ее цель – утолить голод. Но попутно она снимает стресс, получает удовольствие от еды, отдыхает и расслабляется.

Мужчина курит для удовольствия. Но также он использует курение для завязывания контактов, получения последних новостей (зашел в курилку – узнал все последние сплетни), для расслабления, общения («пойдем, покурим») и т.д.

При перепрограммировании человека с целью блокирования вредной привычки очень важно помочь ему найти новые способы удовлетворения своих вторичных выгод.

Иногда бывает так. Жил был муж-пьяница. Жена его уговорила на «кодирование». Сходили они в центр, где мужа «закодировали». То есть сделали так, что пить он физически не может. И мужчина изменился. Понятно, что он перестал пропивать зарплату, шляться неизвестно где и с кем и возвращаться домой в три часа утра. Но, одновременно, он перестал быть веселым и общительным, потерял кураж. Раньше он использовал алкоголь для доступа к куче ресурсных состояний: веселости, бодрости. Поведение запретили, но вот других способов вызвать позитивные состояния мужчина не обнаружил…

Ниже приведена очень мощная техника, которая способна превратить навязчивое поведение в контролируемое. Но предупреждаю сразу – ее одной будет мало.

Вы можете убрать навязчивость, но если не помочь человеку найти новые способы удовлетворения своих целей и вторичных выгод (желательно такие же эффективные, надежные и доступные), то он с высокой вероятностью вернется к прежнему поведению.

«Раньше мне достаточно было съесть шоколадку (выкурить сигарету), а теперь: сходить в кино, поговорить с друзьями, сделать зарядку, выпить минералки, помедитировать, прогуляться, вывести жену в ресторан (кино) и т.д. и т.п. Да ну нафиг!».

Поэтому всегда встает вопрос мотивации – насколько сильно человек хочет избавиться от своей зависимости. Полученная им выгода должна быть достаточно весомой. Такой, чтобы ее хватило для преодоления всех трудностей, которые будут сопровождать процесс замены одного поведения на другое.

Часто бывает так, что гораздо больше мотивированы родственники, чем сам обладатель проблемной навязчивости. Жена приводит мужа, и заявляет:

– Он хочет бросить курить!

И муж при этих словах вяло согласно качает головой. Да, правда, иногда страх перед гневом жены может быть весьма эффективной мотивацией. Иногда даже хватает на то, чтобы сменить поведение. Но чаще всего этого мало. Требуется еще и внутренняя потребность, а не только внешнее давление.

– Но ведь есть люди, которые сами бросают курить!

Да, конечно есть. И их, как ни странно, довольно много. Есть люди, которые сами бросают пить. И даже встречаются те, кто сам перестает принимать наркотики. И такое бывает.

Понимаете, то, что мы получаем от навязчивости: удовольствие, расслабление и т.д., мы получаем прямо сейчас. А то, что нас не устраивает: скандалы с родственниками, проблемы со здоровьем, полнота, выпадение волос – все это произойдет через какое-то время. Иногда довольно большое.

Для того, чтобы человек сам прекратил курить, пить, переедать, воровать нужно чтобы он осознал, что его потери будут гораздо важнее тех выгод, которые он получает благодаря навязчивому поведению.

Например, для подростков самоутверждение от курения намного важнее, чем некое абстрактное здоровье… Именно поэтому так часто не работают те способы, при помощи которых взрослые пытаются убедить подростков бросить курить (пить и др.).

– Ты испортишь здоровье!
– Да ладно. Для меня это сейчас не важно, в этом возрасте оно у меня приличное, а в моем кругу здоровье не ценится. Здоровье сейчас для меня менее важно, да к тому же я и не верю, что оно может от этого испортится.
– У тебя мозги работать будут хуже, и ты ничего не добьешься в жизни.
– Не врите! Вон сколько всяких олигархов – бизнесменов – крутых ребят курят.
– Курящие девочкам не нравятся.
– Ой, не надо. Как раз наоборот. В фильмах почти все герои курят, а вокруг них куча всяких девчонок вьется.
– Матери не понравится.
– Наконец-то я смогу достать этих взрослых. Курить – это круто!

И так далее. То, что предлагается как альтернатива, может быть важно для взрослых, но совсем не работает для подростков. Им предлагают либо то, что еще просто не успело стать важным, либо просто пытаются обмануть. И после этого взрослые хотят, чтобы им верили.

Но когда есть что-то действительно важное:

– Я хочу поступить в летное училище. А там нужно железное здоровье. И курящих не берут.
– Отец обещал, что если узнает, что я курю, выпорет меня. А рука у него тяжелая.
– Мама очень расстроится, если узнает, что я курю.

В Америке крутят фильм, где показаны курильщики на последней стадии. С раком легким, надсадным кашлем, желтые и изможденные. И как выглядят легкие курильщика в разрезе. В России, в одном достаточно криминогенном городе, подростков возят на экскурсию в зону. Чтобы они пару деньков прожили как зэки. Говорят, крайне убедительно.


Техника «Взмах»

Вот мы и подошли к универсальной технике перепрограммирования поведения личности, которую может использовать даже новичок.

Переход к желаемому состоянию в технике «Взмах» осуществляется за счет изменения сенсорной микростратегии.

Чаще всего эта техника используется для работы с негативным автоматическим поведением, то есть с поступками, которые воспроизводятся машинально и не контролируется человеком, и это не только вредные привычки, но и всевозможные фобии и т.д.

Рассмотрим технику «Взмах» по шагам.

1. Намерение и вторичные выгоды

В начале следует понять намерение и вторичные выгоды проблемного поведения человека.

Для того, чтобы выяснить намерение, задаются вопросы:
– Зачем тебе это нужно?
– Что это тебе дает?
– Для чего ты это делаешь?

В свою очередь, вторичные выгоды извлекаются вопросами:
– Что еще тебе это дает?
– Для чего еще ты это используешь?
– Что еще ты от этого получаешь?

Учтите, что вторичные выгоды чаще всего не осознаются человеком, поэтому с первого раза он может не дать вам полный ответ.

Далее вы выясняете, что получит человек от нового состояния.
– Зачем ты хочешь избавиться от этой привычки?
– Что тебе даст твое новое состояние?

И наконец, узнайте, насколько человек готов изменить свою жизнь:
– Это изменение может тебе как-то навредить в жизни?
– Согласен ли понести сопутствующие потери?
– Как ты можешь компенсировать или уменьшить эти потери?

Как избавиться от вредных привычек

2. Определение ключа

На следующем этапе мы ищем ключ, то есть тот элемент опыта клиента, который обязательно присутствуют в начале его проблемного поведения, чтобы навесить на него новую стратегию.

Например, если это курение – нужно найти момент до того, как человек вставит сигарету в рот и подожжет ее (с этого момента, собственно, и начинается проблемное поведение, которое уже не остановить).

Это даже прослеживается в языке: сначала закуривание, а потом курение. Вы хоть раз слышали, чтобы человек хотел «бросить закуривать»?

Ведь процесс закуривания довольно длинный: сначала человек узнает о том, что пора курить, потом он достает сигарету, потом подносит ее ко рту, потом поджигает… Нам подойдет каждый такой этап, от момента узнавания (включительно) до момента поджигания. Что же выбрать?

Вариант 1. Попытайтесь найти спусковой крючок, запускающий проблемное поведение – его еще называют триггером. То есть каким образом человек узнает, что ему пора бояться, раздражаться, курить, переедать или волноваться.

Два примера:

– Я прихожу домой, захожу на кухню, и у меня в голове возникает образ «Большого Пирожного». Меня к нему тянет и так и хочется откусить.
То есть в данном случае триггер – это образ «Большого Пирожного».

– Когда я вижу начальника, то вспоминаю ситуацию, когда он меня отчитывает, и чувствую себя униженным.
Триггер – образ ситуации, где «начальник меня отчитывает».

Для того, чтобы выяснить триггер, задается вопрос:
– Как ты узнаешь, что пора начать делать это?

Вариант 2. Если вы не смогли найти триггер, вам может быть достаточно образа (или звука), который обязательно присутствует в проблемной ситуации.

Примеры:

  • курение – образ руки с сигаретой;
  • переедание – образ руки с вилкой;
  • раздражение – образ разъяренного лица начальника;
  • агрессия – характерные «обвиняющие» интонации в голосе и т.д.

Далее найденный триггер (запускающий процесс) или образ (сопутствующий проблемному поведению) вы можете использовать как ключ, к которому будет цепляться новая стратегия.

Важно сделать ключ как можно более универсальным, то есть, чтобы он повторялся во всех ситуациях. В примере с курением триггером будет не конкретная пачка сигарет, а рука с сигаретой. Этот образ человек должен ассоциировать с собой.

3. Образ желаемого состояния

Теперь пусть ваш клиент представит себя в желаемом состоянии: всего светящегося, здорового, бодрого, уверенного в себе. Картинка должна быть яркой, красочной и большой, чтобы понравиться человеку. Но она также должна быть диссоциированной – то есть человек смотрит на нового себя как бы со стороны.

Клиент ярко представляет, что его новый «Я-образ» способен легко удовлетворить все те потребности, которые раньше удовлетворялись за счет проблемного поведения, а также те потребности, которым проблемное поведение мешало.

4. Замена образа

Осталось совсем чуть-чуть: объяснить бессознательному клиента, что вот в этой точке необходимо повернуть на новую дорогу. Для этого нужно сделать связку – клиент замечает ключ, и у него автоматически включается новая программа поведения.

В технике «Взмахе» это делается следующим образом. Предположим, вы определили образ ключа, который присутствует в нежелательном поведении человека, либо вызывает его. Предложите клиенту представить этот образ, потом скажите клиенту резко заменить в своем воображении этот образ на его новый «Я-образ». Пусть клиент посмотрит на нового себя, свободного от вредных привычек. После этого он должен резко стереть (погасить) все образы в своем воображении и отвлечься (посмотреть вокруг и т.д.). Далее все повторяется по-новой: ключ – «Я-образ» – стирание и отвлечение. И так 5-7 раз.

Здесь очень важно сделать замену образов «ключ – «Я-образ»» максимально быстрой. Процессы в бессознательном идут с очень большой скоростью, и если что-то делать медленно, подсознание просто не свяжет эти события между собой.

С каждым шагом ускоряйте процесс замены образов. Клиент достаточно долго может смотреть на образ ключа, на образ «желательного Я», но замена должна происходить очень быстро. Для скорости вы можете помогать ему щелчком пальцев, взмахом руки.

Пример того, как можно переключать образы:
– Представь себе шоколадку (ключ). А в правый нижний угол помести маленький образ Счастливой и Здоровой Ольги («Я-образ»). Ты смотришь на шоколадку, потом резко образ Счастливой и Здоровой Ольги вырастает и заслоняет образ шоколадки. Твой новый образ стал большим, ярким и красочным, ты видишь только его. Смотришь на него и любуешься им. Теперь отвлекись. Посмотри по сторонам комнаты… (пауза) Снова представь шоколадку…

5. Проверка работоспособности

Вы создали человеку новую программу поведения. Теперь нужно проверить, как она работает.

Предложите клиенту вспомнить образ ключа, после чего спросите, насколько легко ему удерживать этот образ в своем воображении. Если перепрограммирование прошло удачно, человеку будет сложно удержать образ.

Пример:
– Представь себе образ руки с сигаретой (шоколадки, большого пирожного). Представил? Что с ним происходит?
– Он тает («Я не могу его удержать», «Образ ускользает от меня», «Он размывается», «Как только представлю, вместо него возникает образ нового себя»).

Другой вариант – поведенческая проверка. Предложите человеку закурить, съесть шоколадку. И отслеживайте его состояние. Если он «зависает», не может поднести сигарету ко рту, вставляет ее в рот – но не знает, что там с ней делать – значит все работает.

Спросите, что он испытывает, как изменилось его поведение. Ответы могут быть следующие:
– Меня совершенно не тянет курить. То есть я могу взять сигарету в рот, но ощущения от нее, как от любого другого нейтрального предмета. С тем же успехом можно ручку в губах зажать.
– Когда я беру в рот сигарету, у меня тут же возникает состояние «перекурил». Чуть ли не до рвоты.
– Я даже не могу сигарету поднести ко рту. Рука застывает, и я не могу двинуть ею дальше.
– Я беру в руку шоколадку, но снять с нее обертку что-то мешает.
– Я откусила шоколад, но он совершенно безвкусный. Я не могу это объяснить, но он стал совершенно неинтересным.

6. Подстройка к будущему

Спросите клиента, может ли новое поведение как-то помешать ему в жизни. Если может – вернитесь на третий шаг (образ желаемого состояния) и внесите туда необходимые коррективы.

Предложите клиенту представить себя в 3-4 ситуациях в будущем, в которых раньше возникло бы проблемное поведение. Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь назад и снова проделайте технику взмаха. Может, вы что-то упустили (подобрали неверный ключ, определили не все вторичные выгоды либо не нашли им замену и т.д.).

Демонстрация

Хорошо, Евгений. Какое поведение тебя не устраивает?
– Я курю.

А чего хочешь?
– Ну как. Бросить курить.

И действительно сильно хочешь?
– Да!

Хорошо. А что ты получишь, если бросишь курить?
– Здоровье. Еще я буду сам себя больше уважать. И еще большее уважение на работе. Вот, смог.

Это все?
– В основном, да.

А не в основном?
– Женщинам буду больше нравиться! (Интенсивная положительная невербальная реакция).

Итак: здоровье, самоуважение, уважение на работе, привлекательность для женщин. Все верно?
– Да. Только я бы сказал, не самоуважение, а уважение себя. Самоуважение - это несколько другое.

Хорошо: здоровье, уважение себя, уважение на работе, привлекательность для женщин?
– Да!

Отлично. А теперь немного о другом. Евгений, зачем ты куришь. Что тебе это дает?
– Да вроде ничего особо не дает.

Если бы совсем ничего не давало, ты бы наверно и не курил бы. Давай подумаем, если ты это делаешь, зачем-то тебе это нужно.
– Привычка, я думаю.

Но любая привычка что-то дает. Например, люди грызут ногти, чтобы успокоиться, а чистят зубы по вечерам, чтобы чувствовать себя лучше и чтобы зубы были здоровыми. А ты для чего куришь?
– Ну, если подумать… Во-первых, это возможность расслабиться. Во-вторых, время разбить. Закончил дело, вышел, покурил и хорошо. Для чего еще? Наверно раньше было самоутверждение, но сейчас это уже не важно. Вроде бы все.

Итак, ты куришь для того, чтобы расслабиться и время разбить?
– Да. (Неуверенно)

Давай подумаем еще. Что еще тебе это дает? Самоутверждение?
– Нет.

Может это возможность познакомиться: вышел в курилку и познакомился. Или способ отвлечься.
– А, да. Наверно это способ получить удовольствие. Иногда выйдешь на балкон, чашка кофе, сигарета…

Итак, расслабиться, разбить время, удовольствие?
– Да! (уверенно)

Хорошо. Давай подумаем, а как по-другому ты можешь получать расслабление, удовольствие и разбивать время? Нам нужно для каждой потребности найти не менее трех новых способов.
– Расслабляться. Так. Могу полежать, сходить в душ. Еще можно почитать что-нибудь легкое, газету или детектив. В компьютерную игру сыграть. В окно посмотреть – довольно забавно наблюдать за людьми на улице.

Для того, чтобы расслабиться, ты можешь: полежать, сходить в душ, сыграть в компьютерную игру, посмотреть в окно?
– Да. Так, удовольствие… Ну, тоже почитать, в душ сходить. Кино посмотреть. Поболтать с кем-нибудь. Порисовать – я рисовать люблю.

Замечательно. Для того, чтобы получить удовольствие, ты можешь: почитать, сходить в душ, поболтать, порисовать?
– Еще можно прогуляться с женой, в кафе с ней зайти или в ресторан. А с чашкой кофе на балкон и без сигареты можно выйти.

Хорошо. Теперь как ты можешь другим способом разбивать время?
– Если на работе – тоже сыграть в игрушку. За окно посмотреть. Еще можно встать и сделать пару упражнений. Наклониться, присесть.

Для того, чтобы разбить время: сыграть в игрушку, посмотреть за окно, сделать несколько упражнений.
– Да, наверно все.

Хорошо. Давай тогда договоримся. Я помогу тебе убрать тягу к курению, но за это нужно заплатить. Временем, усилиями. Ты готов?
– М-м-м. Да!

Хорошо. Что ты больше всего не любишь делать?
– Скандалить.

А из того, что ты контролируешь.
– Пылесосить не люблю. Возиться с этой штукой…

Отлично. Давай договоримся так. Я помогаю тебе убрать тягу к курению, а ты обязуешься: 1) использовать новые найденные варианты поведения для того, чтобы расслабляться, разбивать время и получать удовольствие; 2) ты в течение месяца обязуешься пылесосить свою квартиру в течение часа, за каждую закуренную сигарету.
– О-о-о! Да.

Договорились?
– Да!

Тогда идем дальше. То, что ты перестанешь курить, может тебе как-то навредить в жизни?
– Нет, что вы!

Замечательно. Евгений, а как ты узнаешь, что пора курить. Может, ты чувствуешь ощущение жжения во рту или слышишь внутренний голос, который говорит: «Пора курить».
– Голоса нет точно. А ощущение. Да, есть ощущение. Тянущее такое ощущение в горле.

И когда ты его чувствуешь, тебе хочется курить?
– Наверно.

А ты можешь его сделать сильнее?
– Да, могу. Да, вот сейчас очень хочется курить.

Сделай его менее интенсивным. … Хорошо. А теперь покажи, как ты куришь.
– Вытаскиваю сигарету из пачки, зажимаю губами, щелкаю зажигалкой…

Ты всегда закуриваешь правой рукой?
– Сейчас… Нет, могу и левой.

А держишь сигарету одинаково, двумя пальцами?
– Да, держу всегда одинаково.

Тогда нарисуй следующую картинку в своем воображении: сигарета, зажатая двумя пальцами. Но так, чтобы не было понятно, правая это рука или левая. Просто два пальца. И некая абстрактная сигарета.
– Да, сделал.

Отлично. А теперь представь: ты видишь руку с сигаретой и тут же чувствуешь тянущее ощущение в горле.
– Сейчас. Да, сделал.

Хорошо. Пока этот образ на время забываем. Теперь представь Евгения, который прекратил курить, он такой пышущий здоровьем, очень уважает себя, крайне уважаем на работе. И все женщины от него просто без ума. Это может быть достаточно размытый образ, но ты в него вкладываешь эти характеристики.
– Сейчас. Да… Сделал.

Хорошо, а теперь добавь этому новому образу себя умения расслабляться, получать удовольствие и разбивать время. Просто как способность.
– Сейчас попробую. То есть он там не получает удовольствие, а я просто наделяю его этой способностью?

Да.
– Так. Сделал.

И еще добавь образу способность быть гибким. То есть придумывать, как что-то делать по-другому.
– И это сделал.

Как мы его назовем? Успешный, счастливый, жизнерадостный?
– Пусть будет Успешный.

Что ты еще хочешь этому Успешному Евгению добавить?
– Хотелось бы добавить ему спокойствия, жизнерадостности и энергичности.

Замечательно, добавь.
– Добавил.

Нравится тебе этот образ?
– Ну да…

Сделай его тогда ярким и привлекательным для себя. И пусть он будет на пустом фоне. Только образ Успешного Евгения и все. Знаешь, так в рекламе или в клипах бывает: на экране только модель или певец, и больше ничего. Сплошной белый или серый фон.
– О-о-о. Да. Сделал.

Теперь он тебе больше нравится?
– Больше.

Отлично. А теперь, когда ты на него смотришь, что ты чувствуешь?
– Такую бодрость в теле и распирание в груди.

Отлично. Ты смотришь на него и чувствуешь бодрость и распирание в груди. Теперь дальше. Помнишь, раньше были такие диапроекторы, в которые можно было вставить два слайда. И перещелкивать.
– Да, помню.

Представь: у тебя такой диапроектор. Первый слайд – это сигарета в пальцах. Второй слайд – образ Успешного Евгения. Когда ты смотришь на первый слайд, ты чувствуешь тянущее ощущение в горле. Но ты можешь щелкнуть переключателем, и вместо слайда с рукой появляется образ Успешного Евгения, и ты будешь чувствовать бодрость во всем теле и распирание в груди.
– Так, хорошо.

А теперь я сначала расскажу, а потом ты будешь делать. Ты включаешь первый слайд – чувствуешь тянущее ощущение в горле – щелчок – ты видишь слайд с Успешным Евгением – чувствуешь бодрость и распирание в груди – отвлекаешься и смотришь по сторонам. Так надо сделать 5-7 раз. Ты можешь относительно долго смотреть на образ руки с сигаретой, относительно долго смотреть на образ Успешного Евгения, но щелчок должен быть максимально быстрым. Старайся сделать его с каждым разом все более быстрым.
...
– Да, я сделал.

Отлично. Теперь представь себе образ с рукой.
– Трудно. Он куда-то уплывает, и вместо него появляется вот этот второй образ. Успешный.

Хорошо. Попробуй закурить.
– Черт, рука не идет. Да и не хочется что-то. Я вот сейчас смотрю на сигарету, и совершенно курить не хочется.

Замечательно. А теперь посмотри на Евгения в различных ситуациях, где раньше он бы курил. Пусть это будут ситуации из разных контекстов: дома, на работе, на улице. И по времени тоже – завтра, через неделю, через месяц. Всего три-пять ситуаций. Устраивает ли тебя, что Евгений там делает?
– Посмотрел. В общем, хорошо. Что не курит – точно.

Это то, что ты хотел?
– Да, вполне!
Спасибо!

Получить продвинутый курс скрытого гипноза Пройти обучение под руководством наставника


20175
Система комментариев Cackle
Хотите за 7 дней научиться незаметно влиять на людей?
Получите в подарок секретный бонус!
*Поля, обязательные для заполнения
Уже учеников:
43 538
Добавить в избранное



Telegram канал @avernuslab


Яндекс.Метрика

Закрыть
Подарок за первое посещение сайта
Александра Истомина
Хотите научиться скрытому гипнозу,
но не знаете с чего начать?
Скачайте бесплатно пошаговую
инструкцию
-
Без спама! 100% Вы всегда можете отписаться от рассылки