Этап № 1. Размораживание личности
Чтобы подготовить человека к полному изменению личности, нужно «взорвать» ту реальность, в которой человек привык жить. Потеряв систему отсчета, объект утратит свои жизненные ориентиры. Когда рушатся представления человека о том, что есть реальность, отключаются и защитные механизмы его психики.
Разрушение реальности сознания может осуществляться по-разному. К примеру, для оказания мощного психологического воздействия человека можно дезориентировать физиологически: лишить сна, изменить рацион питания и распорядок приема пищи (в отдельных сектах последователей держат на питании с малым содержанием белков и значительным содержанием сахаров, их также могут принуждать к регулярным постам). Разрушению защитных механизмов психики способствует и отрыв человека от привычной обстановки, в частности, помещение в загородные «учебные центры».
Каждый испытывает растерянность и утрачивает привычные ориентиры, когда его бомбардируют противоречивой информацией. Так, «учитель» может заявлять: «Чем больше Вы надеетесь понять, что я говорю, тем меньше фактически Вы понимаете. Это ясно?». Пытаясь понять, в чем смысл того что он услышал, человек запутывается. Прочтя данный вопрос в книге пару раз, у читателя имеется возможность понять его. Но когда личность находится в ситуации постоянной контролируемой дезориентации, ее критические способности снижаются. Почувствовав растерянность, человек начинает сомневаться в себе, и это заставляет его искать опору в группе. Объекту кажется, что другие члены группы на происходящее реагируют нормально, и он также стремится скорее адаптироваться к ситуации. Чем меньше объект уверен в себе и своих взглядах, тем более восприимчив он к влиянию группы. Полагаясь на мнение окружения, объект проявляет групповой конформизм, и подчиняется правилам игры.
Внушаемость психики также можно повысить через сенсорную депривацию (помещение в абсолютно темную и звукоизолированную комнату) либо наоборот, перегрузку (скоростное бомбардирование потоками эмоционально выраженной информации, которую человек не в состоянии переварить, а потому перестает ее анализировать).
Для разрушения чувства реальности активно используются техники скрытого гипноза, к примеру, ограничение выбора. Указанная техника навязывает подчинение правилам игры, сохраняя иллюзию свободы выбора. Так, лидер секты может сказать: «Тем, кто сомневается в истинности нашего учения, нужно знать, что такие сомнения закладываю в Вас именно я, для того, чтобы Вы поняли, что я – Ваш учитель». Вербовщик говорит очередной жертве: «Если ты осознаешь, что твоя жизнь складывается как-то не так, то, отказываясь от участия в семинаре, ты позволяешь этому разладу управлять тобой».
Повышению внушаемости также весьма способствуют отрабатываемые в группе медитации, различные исповеди, групповые молитвы, сеансы психодрамы, психогимнастики, танцы под ритмичную музыку, хоровое пение. На начальных стадиях такие сеансы вполне безобидны. Вместе с тем, по мере развития семинара либо тренинга, их интенсивность непрерывно растет. Они всегда проводятся в группе, что усиливает в участниках групповой конформизм, и лишает людей возможности уединиться и проанализировать ситуацию.
Когда жертвы психологически слабеют, начинается внушением им мыслей об их некомпетентности, замусоренности мозгов, порочности, духовном падении. Все проблемы человека, будь то сложности в семейной жизни, конфликты с начальством на работе, избыточный вес, используются для доказательства того, насколько человек слаб и порочен. В его сознание внедряются установки, что он сам виноват в том, что запутался в этой жизни, и без помощи секты самостоятельно ему уже не выпутаться. Для усиления эффекта может применяться публичное унижение человека перед группой.
Как только жертва сломлена, она готова к следующему этапу.
Этап № 2. Замена личности
Данный этап заключается в навязывании жертве новой личности (система представлений, поведенческие схемы, эмоциональные реакции), которой заполняется образовавшаяся пустота. Новая личность «надевается» во время постоянных семинаров, различных ритуалов, в ходе неформального общения с участниками группы, чтения литературы, прослушивания обучающих mp3 файлов и просмотра видео.
Обучающие семинары проводятся с использованием гипнотических приемов воздействия на человеческую психику, отключающих сознание (см. Методы снижения активности сознания). Монотонность речи, тихий убаюкивающий голос, регулярное повторение ключевых фраз, медленный темп речи вводят слушателей в состояние транса. Несмотря на то, что лекторы «критикуют» задремавших слушателей и заставляют их чувствовать себя виноватыми, фактически легкая дрема создается целенаправленно, поскольку навязываемые установки легче проникают в подсознание.
Неофитам рассказывают, что внешний мир безобразен и невежественен. Невежество людей связано с тем, что они даже не знают о новом «учении», которое может спасти мир. Слушателям внушают, что только их «старая» личность и рациональный ум тормозят их фантастический прорыв в будущее. Для этого необходимо лишь освободиться от устаревших представлений и поверить лидеру секты.
Поначалу данные призывы звучат сдержанно, но постепенно становятся все настойчивее. Материалы, на основе которых строится новая личность, выдается постепенно, что улучшает его усвоение. Людям рассказывают лишь то, что они в состоянии воспринимать на каждом этапе.
Эффективной техникой, ускоряющей замену личности, является демонстрация «духовного знания». Так, на этапе сбора информации осуществляется негласный сбор сведений личного характера о вербуемом. Затем, в необходимый момент, данная информация внезапно «всплывает» в сознании лидера, якобы в результате «духовное озарение». Подобный фокус укрепляет доверие человека к группе, которую возглавляет настолько духовно продвинутая личность.
Слушателей специально разделяют на небольшие группы. Тех, кто задает много вопросов, быстро изолируют от остальных. Сначала им пытаются «обломать рога», если же это не удается, просят покинуть группу.
Процесс замены личности часто включает в себя групповые сессии, на которых участники группы исповедуются в прошлых грехах и рассказывают истории о текущих успехах. Такие сессии, сплачивающие группу, одновременно обучают ее членов групповому конформизму. Используя метод кнута и пряника, группа осуждает или закрепляет мысли, поведение и эмоции ее участников.
Этап № 3. Замораживание новой личности
После того, как в сознание человека введена требуемая система убеждений, новой личности необходимо придать устойчивость. С этой целью, перед человеком ставится новая жизненная цель и дается новое дело.
Первая и основная задача «нового человека» состоит в том, чтобы отказаться от «прежней личности», которой приписываются всевозможные грехи и пороки. Эффективно отдаляют от прошлого и одновременно укрепляют чувство принадлежности к секте исповеди, в ходе которых воспоминания новообращенного целенаправленно искажаются, а полученный им в прошлом положительный опыт, нивелируется.
На данном этапе основным методом подачи информации является подражание. Новичков попарно объединяют с опытными сектантами, которые должны восприниматься ими как образец поведения. Такой принцип, с одной стороны, льстит эго «ветеранов» и заставляет их всегда быть на высоте, с другой же стороны – у новичка пробуждается желание в будущем самому стать образцом для подражания.
Укреплению новой личности способствует наделение новобранца новым именем, смена одежды, прически, языка общения (использование в секте особой терминологии для обозначения тех или иных явлений).
На неофита зачастую оказывают сильное психологическое воздействие, вынуждая его отдать секте все свои денежные сбережения и имущество, что способствует обогащению группы и формирует материальную зависимость от нее ее членов.
Каждого новичка стремятся как можно скорее подключить к вербовочной работе. Исследования в области социальной психологии свидетельствуют, что ничто так сильно не укрепляет человека в собственных убеждениях, как попытка навязать их другим людям. Своего рода это является образцом самовнушением.
В отдельных группах самофинансирование происходит за счет торговли. Когда последователи бегают под проливным дождем, продавая по диким ценам букетики на улице, они действительно начинают верить, что делают святое дело, что еще больше привязывает их к группе.
Со временем членам секты доверяют обучение новичков. Таким образом, жертва сама становится палачом, увековечивая систему организации.