Манипуляции людьми. Как распознать обман в СМИ
Каждый телеканал живет лишь за счет рекламы. Но это лишь их проблема. Пусть меня информируют о товарах и услугах – это дело полезное. Но я не люблю, когда рекламщики и журналисты начинают учить меня как правильно жить. Стремительный ритм современной жизни принуждает нас к постоянному использованию непроверенной информации и различных стереотипов. Мы используем их автоматически, даже не задумываясь. Вот почему нельзя оставаться равнодушным, когда инстинкты превращают в орудие манипуляции людьми. Отсюда вопрос – как распознать промывание мозгов с экранов телеканалов? Как понять, какая реклама честная, информирующая о товаре, а какая направлена лишь на то, чтобы заставить нас купить очередной «Герболайф»? Дальше без лишних слов:
I. Манипуляции людьми через использование псевдологики, фальсификации материалов и приемов подсознательного внушения.1. В подобном рекламном ролике, как правило, отсутствует прямой призыв покупать, вместе с тем, демонстрируется процесс постоянного потребления. Телезрителю интенсивно внушается, что обладание конкретным товаром сделает его жизнь счастливой, создаст ощущение постоянного праздника, в отличие от серых будней тех, кто не купил данный товар. 2. Внимание зрителя акцентируется на том, что покупка рекламируемого товара даст человеку социальное преимущество над окружающими в самых разных жизненных ситуациях (таким образом навязывается принцип социального сравнения). 3. Искусственно возводится причинно-следственная связь между явлениями, не имеющими между собой ничего общего (выпей чашку кофе – и получишь незабываемые приключения). 4. Использование трюизмов в тексте ролика — «все образованные люди знают, что...», «это покупают все женщины..», «все родители любят своих детей...». 5. Часто сюжет рекламного ролика строится по принципу истории — сперва разыгрывается ее начало, в котором рассказывается о несчастной жизни главного героя, потом повествуется о приобретении им товара, далее следует счастливый конец. Бывает, что меняются местами начало и конец истории. В таком случае посыл в середине ролика о покупке товара сознанием не фильтруется. 6. Следующая уловка рекламы – фальсификация доказательств огромной популярности того или иного товара. Это могут быть интервью, в которых актеры-профессионалы играют роль «случайных» покупателей и людей «с улицы». Разыгрываются сцены в магазинах, где толпы покупателей за минуту «расхватывают» выставленный на полки товар. Таким образом, рекламщиками эксплуатируется эффект социального подражания. 7. Активное использование страхов и психокомплексов, запугивание зрителей («вас не пригласят на свидание, если вы откажетесь от покупки нашего товара», «пользуйтесь только нашей зубной пастой, иначе ваши зубы разрушит кариес...», «100% защиту женщине смогут обеспечить лишь наши тампоны...»). 8. Создание иллюзии убедительности. Телезрителю показываются какие-то графики, цифры, коэффициенты. «Выдающиеся качества» товара подтверждают всевозможные эксперты, с легкостью оперирующие малопонятными терминами («коэффициент отбеливания», жевательная резинка «с карбамидом» и др.). Такие профессиональные ассоциации, если и не являются плодом фантазии рекламщиков, как правило создаются и финансируются производителями товара. 9. Попытка склонить покупателя к приобретению товара в большем количестве. Так, во многих рекламных роликах счастливые обладатели жевательной резинки отправляют в рот разом несколько подушечек жвачки, домохозяйки кидают в суп не один, а 2-3 кубиков «Магги». Указанные действия подсознательно заставляют нас увеличить потребление данного товара. II. Манипуляции через использование психофизиологических методов рекламы, снижающих фильтры сознания.10. Использование приема информационной перегрузки сознания. Признаком применение такого метода является совмещенное использование в рекламном ролике двух текстов, к примеру песни и голоса диктора, постоянно повторяющего название товара, шума за кадром, одновременное использование нескольких голосов. 11. Создание условного рефлекса («якорная техника»). Человеку навязывается восприятие: чужой товар - плохо, наш товар - хорошо. К примеру, сперва в рекламном ролике рассматривается кухонный комбайн конкурирующей фирмы. Одновременно фоном играет тревожная музыка, на телеэкране появляются раздраженные и унылые супруги. Далее диктор переходит к преимуществам рекламируемого кухонного комбайна. Музыка меняется на умиротворенную, на экране возникают счастливые улыбающиеся лица. Другой пример: «В чужих подгузниках...» на фоне слышен плач малыша, при словах же «подгузники Джонсон Бэби» ребенок уже счастливо смеется. Более подробно использование указанного метода манипуляции рассмотрено нами в одном из уроков, доступ к которому открыт для обладателей бесплатного курса «Первые шаги в скрытом гипнозе». 12. Применение методов гипноза для манипуляции людьми. Задействуется видеоряд с прохождением какого-либо тоннеля, коридора, концентрических окружностей, идущих на телезрителя из глубин экрана, возникают вращающиеся спирали и др. 13. Игра цветов – использование от бледной черно-белой картинки (унылое существование обывателя, не имеющего рекламируемого товара) до ярких насыщенных цветов, которые сопровождают жизнь счастливых обладателей товара. 14. Манипулирование звуковым рядом. Обратите внимание, когда рекламные ролики «бьют по ушам», внезапно прерывая теле- или радиопередачи. Резкий и неожиданный звуковой удар понижает критичность восприятия навязываемой информации. 15. Неприкрытое давление на сексуальные инстинкты при рекламе товаров, не имеющих к сексу никакого отношения (сигареты, кофе, бытовая техника, автомобили …) Это самый минимальный набор, который необходимо знать каждому потребителю, желающему делать осознанный выбор при выборе товаров.
15437
|