Упражнения по развитию дикции

Звук, рождённый в гортани при помощи артикуляции, собирается, окончательно обрабатывается, формируется в чёткие, ясные звуки родной речи. Звуковой поток гласных оформляют именно согласные, которые выполняют главную смысловую и различительную функции. В этом можно легко убедиться, если произнести только согласные звуки слов: Мскв, Лнгрд, Мнск, а затем гласные из этих слов: оа, еиа, и. В публичной речи, которая требует "полного" стиля произношения, согласные должны звучать чётко, не пропадая, "не заваливаясь", в звучности поставленного голоса. 

Начнём тренировку с произнесения взрывных согласных. Они образуются при прорыве воздушной струёй препятствий: затвора губ (п-б), прижатого кончика языка к верхним резцам (т-д), средней части языка, прижатого к твёрдому нёбу (к-г). Эти согласные имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.

Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:

п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ...

т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ... 

к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …

Данные согласные подготавливают правильное звучание следующих за ними гласных, т.к. согласные эти падают резко, как молот о наковальню. При этом они как бы выталкивают стоящие за ними звуки. Следующее упражнение для дикции произнесите с голосом:

пу! по! па! пэ! пи! пы! пя! пе! пё! пю!

ту! то! та! тэ! ти! ты! тя! те! тё! тю!

ку! ко! ка! кэ! ки! кы! кя! ке! кё! кю!

Далее включайте звонкие согласные: 

бу! бо! ба! бэ! би! бы! бя! бе! бё! бю!

ду! до! да! дэ! ди! ды! дя! де! дё! дю!

гу! го! га! гэ! ги! гы! гя! ге! гё! гю!

ру! ро! ра! рэ! ри! ры! ря! ре! рё! рю!

ву! во! ва! вэ! ви! вы! вя! ве! вё! вю!

фу! фо! фа! фэ! фи! фы! фя! фе! фё! фю!

цу! цо! ца! цэ! ци! цы! ця! це! цё! цю!

чу! чо! ча! че! чи!

Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:

бу - бу - бу - бу - бупп! 

бо - бо - бо - бо - бопп!

ба - ба - ба - ба - бапп!

бэ - бэ - бэ - бэ - бэпп!

би - би - би - би - бипп!

бы - бы - бы - бы - быпп!

Все слоги "бегут" к конечному "быпп". Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на "п". 

гу - гу - гу - гу - гукк!

го - го - го - го - гокк!

га - га - га - га - гакк!

гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк!

ги - ги - ги - ги - гикк!

гы - гы - гы - гы - гыкк!

ду - ду - ду - ду - дутт!

до - до - до - до - дотт!

да - да - да - да - датт!

дэ - дэ - дэ - дэ - дэтт!

ди - ди - ди - ди - дитт!

ды - ды - ды - ды - дытт!

ву - ву - ву - ву - вуфф!

во - во - во - во - вофф!

ва - ва - ва - ва - вафф!

вэ - вэ - вэ - вэ - вэфф!

ви - ви - ви - ви - вифф!

вы - вы - вы - вы - выфф!

Конечные глухие согласные следует произносить активно. Следите за этим. Слоги как бы "бегут" к конечному. Прислушивайтесь к дикции, речи. Для развития подвижности языка присоединим согласный звук Р к П:

ПРА - ПРЯ, ПРО - ПРЁ, ПРУ - ПРЮ, ПРЭ - ПРЕ, ПРЫ - ПРИ

И так со всеми остальными согласными: БРА-, ВРА-, ГРА- …

Сочетания ЛРА - ЛРЯ, ЛРО - ЛРЁ, ЛРУ - ЛРЮ, ЛРЭ - ЛРЕ, ЛРЫ - ЛРИ для многих бывают трудными, поэтому прорабатывать их надо дольше. При сочетании Р с шипящими - ЧРА, ШРА, ЖРА язык на звуке Р должен отчетливо вибрировать. Полезно выговаривать и такие сочетания звуков:

ТАДИТА - ТАДИТЯ

ТАДИТО - ТАДИТЁ

ТАДИТУ - ТАДИТЮ

ТАДИТЭ - ТАДИТЕ

ТАДИТЫ - ТАДИТИ

ДАТИДА - ДАТИДЯ

ДАТИДО - ДАТИДЁ

ДАТИДУ - ДАТИДЮ

ДАТИДЭ - ДАТИДЕ

ДАТИДЫ - ДАТИДИ


ТЫТА, ТЫТЯ, ТЫТО, ТЫТЁ, ТЫТУ, ТЫТЮ, ТЫТЭ, ТЫТЕ, ТЫТЫ, ТЫТИ 

Каждое сочетание произносите по шесть раз. Упражнения по этому образцу нужно делать со всеми согласными, постепенно ускоряя темп и добиваясь четкости и легкости движения языка. Затем тренируйте такие сочетания звуков: 

РЛА, РЛЯ, РЛО, РЛЁ, РЛУ, РЛЮ, РЛЭ, РЛЕ, РЛИ, РЛЫ

МФА, МФЯ, МФО, МФЁ, МФУ, МФЮ, МФЭ, МФЕ, МФЫ, МФИ

Каждое сочетание - по 6 раз. Делая это упражнение, внимательно следите за активной артикуляцией верхней губы. 

ДРДА - ДРДЯ

ДРДО - ДРДЁ

ДРДУ - ДРДЮ

ДРДЭ - ДРДЕ

ДРДЫ - ДРДИ

В этом упражнении Р можно заменить любым другим согласным звуком, который недостаточно чисто произносится. Например: ДЛДА и так далее. По образцу предыдущих упражнений тренируйтесь, присоединяя к одной гласной четыре согласных: ДРДРА. И здесь Р можно заменить другим нужным звуком. Пятую согласную к одной гласной следует присоединить в конце сочетания звуков: БРБРАР. Но и на последнем Р язык по-прежнему должен отчетливо вибрировать. 

ЛБЛБАЛЬ - язык на последнем ЛЬ должен отрываться. 

БТТТБА - согласный звук Т снова используется для развития силы и упругости мышц языка. 

БТТТБАБ. В этом сочетании нужно следить, чтобы отчетливо слышались все три Т и последний согласный звук. Упражнение особенно полезно для тех, кто имеет привычку "глотать" концы слов. 

ВЗВА, ВЗРА, ФСТРА, ФСТКА, ФКСТА. Эти сочетания помогают выработать отчетливость в произношении слов, начинающихся с нескольких согласных, таких, например, как ввоз, взвод, встарь. К указанным упражнениям можно добавить любые трудные сочетания согласных, которые помогут преодолеть косность речевого аппарата.

Произнесите без голоса ряд специальных текстов, активно взрывая глухие согласные:

Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает. 

Кукушка кукует, кукует в леску: ку-ку! ку-ку! ку-ку!

Затем произнесите эти тексты с голосом и проследите за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов. Всё время контролируйте дикцию. Всевозможные сочетания взрывных согласных развивают весь артикуляционный аппарат:

"п-б" - губы, "т-д" - кончик языка, "к-г" - спинку языка. Активно взрывайте согласные в следующем упражнении:

Птка! птко! птку! пткэ! птки! пткы!

Бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы!

Кпта! кпто! кпту! кптэ! кпти! кпты!

Гбда! гбдо! гбду! гбдэ! гбди! гбды!

Тпка! тпко! тпку! тпкэ! тпки! тпкы!

Дбга! дбго! дбгу! дбгэ! дбги! дбгы!

Продолжайте тренировку дикции взрывая согласные в таких словах:

КБДительности, КПТице, оБТКацкий станок, 

аБСТРакция, оБСТРукция, оБСТРелять,

ВЗБежал, ВПРавил, ВКРатчив, на уМВЗБрести,

о нёМВЗДыхать, куроКВЗВёл, боДРСТВовать, 

муДРСТВовать, поСТСКРиптум. 

паРТВЗНос, В3Будоражить, ВЗБадривать, 

дилетаНТСТВо, агеНТСТВо, адъюНКТСТВо, 

сверхВСТРевоженный, пуНКТВСТРечи; 

конспеКТСХВатил; не моГВЗДРемнуть; 

коНТРВСТРеча, куНСТКамера, ведоМСТВо, 

коНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, браНДСПойт, 

цеНТРФорвард, маРШБРосок, рекоРДСМен, 

коНТРНаступление, свеРХЗВуковой, 

филосоФСТВовать, гораЗДВСХРапнуть. 

Диктору для тренировки дикции необходимо тренировать труднопроизносимые слова. Большую роль играет тренировка согласных - "ч", "ц", "в", "ф". Вместо "ч" ("ть + шь" при быстром произнесении) частенько звучит "щ", а вместо "ц" (состоит из "т+с" при быстром произнесении) звук "с". Эта замена происходит потому, что пропадает составной согласный "т". 

"В" и "ф" произносить трудно, т.к. их артикуляция "запирает" звук голоса (нижняя губа прикасается к верхним зубам), поэтому необходима энергия воздушной струи, для озвучивания этих согласных, особенно в сочетании с другими взрывными. 

Ещё одно упражнение на улучшение дикции: 

Вагоны вперед покатили, как мячики: 

ТАк-чики, ТАк-чики, ТАк-чики, ТАк-чики...

Бочка - Кочка - Дочка - Мочка - Ночка - Почка - Точка.

Печь - Жечь - Сечь - Течь - Лечь - Меч - Речь...

Имитируйте:

Стук колёс поезда: тук-тУк-тук-тук-тук-тУк-тук-тук-тук…

Пулемётная очередь: так-так-так-так-так-так…

Цокот подков: цОк-цок-цОк-цок-цОк-цок-цОк…

Быстрое звяканье ножниц: чик-чик-чик-чик-чик…

Капли дождя: кап-кап-кап-кап-кап-кап…

Чириканье воробья: чик-чирик! чик-чирик! чик-чирик!..

Звук детского пистолета: пиф-паф! пиф-паф! пиф-паф!..

Лягушка: ква-ква! ква-ква! ква-ква!..

Дудочка: дудУ! дудУ! дудУ!..

Дрожащий от холода: в-в-в-в-в-в-в-в-в-в-в…

Проверяйте звучание согласных в словах и фразах:

Эй, Ветрило-ветродуй,

Ветродуй, в лицо не дуй!

Кап-кап-кап-кап-каплет дождик.

Каковы стихи поэта?

Сам народ сказал про это:

"Цикал-цикал мотоцикл

И нацикал целый цикл". 

Следите за сочетанием этих звуков в ваших выступлениях. Постоянно тренируйте дикцию. Работайте над произнесением других согласных. Как говорил К.С. Станиславский, "не только звучащие, но и другие - шумовые, шипящие, свистящие, зыкающие, цыкающие, хакающие, рыкающие согласные должны так же участвовать как своим гудением, так и шумами в создании непрерывной линии". Обратите внимание на чёткость дикции во время звучания согласных в стихотворениях. И можно ясно услышать приём "звукозаписи". К нему прибегают поэты для усиления эмоционального воздействия. Для примера, возьмём цикл коротких басен С. Смирнова:

1. "Чудеса протекции" ("ш", "ж")

Он вышел 

в роли протеже

И выше Крыши 

Прёт уже.

2. "Ханжа" ("с", "з")

Я - за! - 

в глаза 

сказал Ханжа.

А за глаза

зарезал…

без ножа.

3. "Инженер-душегуб" ("ч", "щ").

Он звался

"инженером душ",

Но сочинял такую чушь,

Что прозвучал из этой чуши

Сигнал:

- Спасите наши души!

И, конечно же, работа над дикцией немыслима без скороговорок для развития речи. Как можно больше читайте в слух. Читайте всё - стихи, художественные произведения, политическую литературу, стенограммы речей. И обязательно отрабатывайте собственные выступления. Все эти упражнения непременно помогут вам правильно поставить речь! 



7714
Система комментариев Cackle
Хотите за 7 дней научиться незаметно влиять на людей?
Получите в подарок секретный бонус!
*Поля, обязательные для заполнения
Уже учеников:
43 538



keytosense

Яндекс.Метрика

Закрыть