Упражнения по развитию дикции
Звук, рождённый в гортани при помощи артикуляции, собирается, окончательно обрабатывается, формируется в чёткие, ясные звуки родной речи. Звуковой поток гласных оформляют именно согласные, которые выполняют главную смысловую и различительную функции. В этом можно легко убедиться, если произнести только согласные звуки слов: Мскв, Лнгрд, Мнск, а затем гласные из этих слов: оа, еиа, и. В публичной речи, которая требует "полного" стиля произношения, согласные должны звучать чётко, не пропадая, "не заваливаясь", в звучности поставленного голоса. Начнём тренировку с произнесения взрывных согласных. Они образуются при прорыве воздушной струёй препятствий: затвора губ (п-б), прижатого кончика языка к верхним резцам (т-д), средней части языка, прижатого к твёрдому нёбу (к-г). Эти согласные имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата. Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их: п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ... т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ... к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! … Данные согласные подготавливают правильное звучание следующих за ними гласных, т.к. согласные эти падают резко, как молот о наковальню. При этом они как бы выталкивают стоящие за ними звуки. Следующее упражнение для дикции произнесите с голосом: пу! по! па! пэ! пи! пы! пя! пе! пё! пю! ту! то! та! тэ! ти! ты! тя! те! тё! тю! ку! ко! ка! кэ! ки! кы! кя! ке! кё! кю! Далее включайте звонкие согласные: бу! бо! ба! бэ! би! бы! бя! бе! бё! бю! ду! до! да! дэ! ди! ды! дя! де! дё! дю! гу! го! га! гэ! ги! гы! гя! ге! гё! гю! ру! ро! ра! рэ! ри! ры! ря! ре! рё! рю! ву! во! ва! вэ! ви! вы! вя! ве! вё! вю! фу! фо! фа! фэ! фи! фы! фя! фе! фё! фю! цу! цо! ца! цэ! ци! цы! ця! це! цё! цю! чу! чо! ча! че! чи! Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных: бу - бу - бу - бу - бупп! бо - бо - бо - бо - бопп! ба - ба - ба - ба - бапп! бэ - бэ - бэ - бэ - бэпп! би - би - би - би - бипп! бы - бы - бы - бы - быпп! Все слоги "бегут" к конечному "быпп". Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на "п". гу - гу - гу - гу - гукк! го - го - го - го - гокк! га - га - га - га - гакк! гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк! ги - ги - ги - ги - гикк! гы - гы - гы - гы - гыкк! ду - ду - ду - ду - дутт! до - до - до - до - дотт! да - да - да - да - датт! дэ - дэ - дэ - дэ - дэтт! ди - ди - ди - ди - дитт! ды - ды - ды - ды - дытт! ву - ву - ву - ву - вуфф! во - во - во - во - вофф! ва - ва - ва - ва - вафф! вэ - вэ - вэ - вэ - вэфф! ви - ви - ви - ви - вифф! вы - вы - вы - вы - выфф! Конечные глухие согласные следует произносить активно. Следите за этим. Слоги как бы "бегут" к конечному. Прислушивайтесь к дикции, речи. Для развития подвижности языка присоединим согласный звук Р к П: ПРА - ПРЯ, ПРО - ПРЁ, ПРУ - ПРЮ, ПРЭ - ПРЕ, ПРЫ - ПРИ И так со всеми остальными согласными: БРА-, ВРА-, ГРА- … Сочетания ЛРА - ЛРЯ, ЛРО - ЛРЁ, ЛРУ - ЛРЮ, ЛРЭ - ЛРЕ, ЛРЫ - ЛРИ для многих бывают трудными, поэтому прорабатывать их надо дольше. При сочетании Р с шипящими - ЧРА, ШРА, ЖРА язык на звуке Р должен отчетливо вибрировать. Полезно выговаривать и такие сочетания звуков: ТАДИТА - ТАДИТЯ ТАДИТО - ТАДИТЁ ТАДИТУ - ТАДИТЮ ТАДИТЭ - ТАДИТЕ ТАДИТЫ - ТАДИТИ ДАТИДА - ДАТИДЯ ДАТИДО - ДАТИДЁ ДАТИДУ - ДАТИДЮ ДАТИДЭ - ДАТИДЕ ДАТИДЫ - ДАТИДИ ТЫТА, ТЫТЯ, ТЫТО, ТЫТЁ, ТЫТУ, ТЫТЮ, ТЫТЭ, ТЫТЕ, ТЫТЫ, ТЫТИ Каждое сочетание произносите по шесть раз. Упражнения по этому образцу нужно делать со всеми согласными, постепенно ускоряя темп и добиваясь четкости и легкости движения языка. Затем тренируйте такие сочетания звуков: РЛА, РЛЯ, РЛО, РЛЁ, РЛУ, РЛЮ, РЛЭ, РЛЕ, РЛИ, РЛЫ МФА, МФЯ, МФО, МФЁ, МФУ, МФЮ, МФЭ, МФЕ, МФЫ, МФИ Каждое сочетание - по 6 раз. Делая это упражнение, внимательно следите за активной артикуляцией верхней губы. ДРДА - ДРДЯ ДРДО - ДРДЁ ДРДУ - ДРДЮ ДРДЭ - ДРДЕ ДРДЫ - ДРДИ В этом упражнении Р можно заменить любым другим согласным звуком, который недостаточно чисто произносится. Например: ДЛДА и так далее. По образцу предыдущих упражнений тренируйтесь, присоединяя к одной гласной четыре согласных: ДРДРА. И здесь Р можно заменить другим нужным звуком. Пятую согласную к одной гласной следует присоединить в конце сочетания звуков: БРБРАР. Но и на последнем Р язык по-прежнему должен отчетливо вибрировать. ЛБЛБАЛЬ - язык на последнем ЛЬ должен отрываться. БТТТБА - согласный звук Т снова используется для развития силы и упругости мышц языка. БТТТБАБ. В этом сочетании нужно следить, чтобы отчетливо слышались все три Т и последний согласный звук. Упражнение особенно полезно для тех, кто имеет привычку "глотать" концы слов. ВЗВА, ВЗРА, ФСТРА, ФСТКА, ФКСТА. Эти сочетания помогают выработать отчетливость в произношении слов, начинающихся с нескольких согласных, таких, например, как ввоз, взвод, встарь. К указанным упражнениям можно добавить любые трудные сочетания согласных, которые помогут преодолеть косность речевого аппарата. Произнесите без голоса ряд специальных текстов, активно взрывая глухие согласные: Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает. Кукушка кукует, кукует в леску: ку-ку! ку-ку! ку-ку! Затем произнесите эти тексты с голосом и проследите за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов. Всё время контролируйте дикцию. Всевозможные сочетания взрывных согласных развивают весь артикуляционный аппарат: "п-б" - губы, "т-д" - кончик языка, "к-г" - спинку языка. Активно взрывайте согласные в следующем упражнении: Птка! птко! птку! пткэ! птки! пткы! Бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы! Кпта! кпто! кпту! кптэ! кпти! кпты! Гбда! гбдо! гбду! гбдэ! гбди! гбды! Тпка! тпко! тпку! тпкэ! тпки! тпкы! Дбга! дбго! дбгу! дбгэ! дбги! дбгы! Продолжайте тренировку дикции взрывая согласные в таких словах: КБДительности, КПТице, оБТКацкий станок, аБСТРакция, оБСТРукция, оБСТРелять, ВЗБежал, ВПРавил, ВКРатчив, на уМВЗБрести, о нёМВЗДыхать, куроКВЗВёл, боДРСТВовать, муДРСТВовать, поСТСКРиптум. паРТВЗНос, В3Будоражить, ВЗБадривать, дилетаНТСТВо, агеНТСТВо, адъюНКТСТВо, сверхВСТРевоженный, пуНКТВСТРечи; конспеКТСХВатил; не моГВЗДРемнуть; коНТРВСТРеча, куНСТКамера, ведоМСТВо, коНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, браНДСПойт, цеНТРФорвард, маРШБРосок, рекоРДСМен, коНТРНаступление, свеРХЗВуковой, филосоФСТВовать, гораЗДВСХРапнуть. Диктору для тренировки дикции необходимо тренировать труднопроизносимые слова. Большую роль играет тренировка согласных - "ч", "ц", "в", "ф". Вместо "ч" ("ть + шь" при быстром произнесении) частенько звучит "щ", а вместо "ц" (состоит из "т+с" при быстром произнесении) звук "с". Эта замена происходит потому, что пропадает составной согласный "т". "В" и "ф" произносить трудно, т.к. их артикуляция "запирает" звук голоса (нижняя губа прикасается к верхним зубам), поэтому необходима энергия воздушной струи, для озвучивания этих согласных, особенно в сочетании с другими взрывными. Ещё одно упражнение на улучшение дикции: Вагоны вперед покатили, как мячики: ТАк-чики, ТАк-чики, ТАк-чики, ТАк-чики... Бочка - Кочка - Дочка - Мочка - Ночка - Почка - Точка. Печь - Жечь - Сечь - Течь - Лечь - Меч - Речь... Имитируйте: Стук колёс поезда: тук-тУк-тук-тук-тук-тУк-тук-тук-тук… Пулемётная очередь: так-так-так-так-так-так… Цокот подков: цОк-цок-цОк-цок-цОк-цок-цОк… Быстрое звяканье ножниц: чик-чик-чик-чик-чик… Капли дождя: кап-кап-кап-кап-кап-кап… Чириканье воробья: чик-чирик! чик-чирик! чик-чирик!.. Звук детского пистолета: пиф-паф! пиф-паф! пиф-паф!.. Лягушка: ква-ква! ква-ква! ква-ква!.. Дудочка: дудУ! дудУ! дудУ!.. Дрожащий от холода: в-в-в-в-в-в-в-в-в-в-в… Проверяйте звучание согласных в словах и фразах: Эй, Ветрило-ветродуй, Ветродуй, в лицо не дуй! Кап-кап-кап-кап-каплет дождик. Каковы стихи поэта? Сам народ сказал про это: "Цикал-цикал мотоцикл И нацикал целый цикл". Следите за сочетанием этих звуков в ваших выступлениях. Постоянно тренируйте дикцию. Работайте над произнесением других согласных. Как говорил К.С. Станиславский, "не только звучащие, но и другие - шумовые, шипящие, свистящие, зыкающие, цыкающие, хакающие, рыкающие согласные должны так же участвовать как своим гудением, так и шумами в создании непрерывной линии". Обратите внимание на чёткость дикции во время звучания согласных в стихотворениях. И можно ясно услышать приём "звукозаписи". К нему прибегают поэты для усиления эмоционального воздействия. Для примера, возьмём цикл коротких басен С. Смирнова: 1. "Чудеса протекции" ("ш", "ж") Он вышел в роли протеже И выше Крыши Прёт уже. 2. "Ханжа" ("с", "з") Я - за! - в глаза сказал Ханжа. А за глаза зарезал… без ножа. 3. "Инженер-душегуб" ("ч", "щ"). Он звался "инженером душ", Но сочинял такую чушь, Что прозвучал из этой чуши Сигнал: - Спасите наши души! И, конечно же, работа над дикцией немыслима без скороговорок для развития речи. Как можно больше читайте в слух. Читайте всё - стихи, художественные произведения, политическую литературу, стенограммы речей. И обязательно отрабатывайте собственные выступления. Все эти упражнения непременно помогут вам правильно поставить речь!
7714
|