Выразительное чтение
Каждая фраза в речи несёт своё содержание, имеет определённый смысл, ради которого она произносится. Найти этот смысл – значит выяснить, какие слова являются главными, т.е. найти логический центр. В разговорной речи мы не думаем о выделении тех или иных слов, это делается бессознательно. Но когда мы сталкиваемся с устной передачей текста, выражающего мысли другого лица, то здесь, для выразительного чтения, нужно ещё определить слова, несущие в фразе основную нагрузку. При определении логической структуры текста большими помощниками являются знаки препинания. Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая. Она диктует передышку, небольшую остановку, но говорит о том, что мысль не окончена, что надо ждать её продолжения. В устной передаче голос перед запятой несколько повышается, ибо понижение голоса создаст впечатление законченности мысли и таким образом оторвёт следующую часть фразы от предыдущей, исказив смысл. Точка тоже диктует остановку, но так как точка обозначает окончание мысли, то и остановка должна быть более длительной, чем на запятой, а чтобы передать законченность мысли, голос перед точкой при чтении должен упасть вниз. Глубина падения голоса перед точкой не всегда одинакова. В начале текста, когда рядом стоит близкая по мысли фраза, голос падает меньше, чем при точке, завершающей определенный комплекс мыслей. Наиболее сильное падение голоса перед точкой необходимо в конце всего текста. Этот глубокий интервал дает представление о полном завершении прочитанного. Двоеточие также предусматривает понижение тона. В этом случае интонация означает, что внимание должно быть сосредоточено на последующих словах. Для обозначения недосказанной или прерванной мысли грамматика предлагает другой знак препинания – многоточие. При чтении перед многоточием голос или повышается, или слегка понижается. Интервал должен создать впечатление незавершенности. При вопросительном знаке вопрос будет звучать только тогда, когда голос на ударном слоге вопросительного слова повысится. Иначе фраза прозвучит не вопросительно, а утвердительно. Восклицательный знак, выражающий какое-либо чувство, имеет соответствующую интонацию, окрашенную этим чувством: восторг, радость, удивление, досаду. При этом голос повышается, и сила тона увеличивается. Тире, заменяющее отсутствующее слово, требует остановки как бы для мысленного произнесения этого слова и повышения голоса. Точка с запятой как знак, стоящий между самостоятельными предложениями, но близкими по содержанию, указывает на остановку и снижение голоса, приближающееся к снижению голоса при точке. В кавычки, обыкновенно, берутся цитаты, прямая речь, всевозможные названия, слова и выражения, наделённые особым смыслом и требующие выделения в тексте. Они не должны сливаться с остальным текстом и поэтому произносятся с изменением темпа, силы или высоты голоса. В скобки, как правило, ставятся пояснительные слова и выражения, выпадающие из синтаксической структуры, но дополняющие и уточняющие основную мысль. Они должны произноситься легче, чем остальные слова, как бы между прочим, для того, чтобы не прервать течения основной мысли. Знаки препинания необходимо хорошо усвоить, но это не значит, что при чтении им надо следовать безоговорочно. В звучащей речи часто требуется отклонения от грамматических норм. Например, запятая не принимается во внимание при обращении, стоящем в середине или в конце предложения: «Стой, братцы, стой!» «Да кланяйся, жена!» (И. Крылов) Но запятая сохраняется, если обращение стоит в начале предложения: «Кумушка, мне странно это!» «Голубушка, как хороша!» (И. Крылов) На запятых при вводных словах внимание не акцентируется: «Дурное, право, состоянье!» «Довольно, кажется, ты пожил на веку!» (И. Крылов) Не следует делать остановки на запятых, которые отделяют повторяющиеся слова: «Еду, еду в чистом поле!» (А. Пушкин) Не подчеркивается запятая, стоящая перед второй частью сложных союзов: потому, что; оттого, что; для того, чтобы; несмотря на то, что. Ударные словаВ каждой фразе должна быть одна вершина, один логический центр, который и выделяется, как главный. Затем последовательно, по степени важности выделяются остальные слова. И совсем не акцентируются второстепенные слова. Для выделения логических центров пользуются усилением, повышением голоса, а иногда его понижением и замедлением темпа. Определить ударные слова в тексте поможет ряд правил логического чтения. Ударными бывают преимущественно слова, обозначающие понятия, которые раньше в тексте не встречались, то есть новые понятия. Это одно из основных правил. В простом предложении ударение падает или на подлежащее, или на сказуемое; обычно на слово, стоящее вторым по порядку: Сделалось смятение. Калитка заскрипела. Когда смысл сказуемого подразумевается в самом подлежащем, то на такое сказуемое ударение не падает, если нет противопоставления: Вдруг молния всю чащу озарила. Прибой шумит. Если же в тексте имеется противопоставление, то выделяются противопоставляемые друг другу слова: Дедушка на балконе, а бабушка под окном сидит. Обжегся на молоке, дуешь и на воду. Противопоставление может подразумеваться И дурак это поймет ( не только умный). Правило о логических центрах при противопоставлении подчиняет себе другие. Так, если подлежащее выражено местоимением, оно не должно быть ударным словом: Я не трону его. И всё грустит она. Но при противопоставлении местоимение выделяется: Сегодня – ты, а завтра – я. Если при глаголе имеются дополнительные слова, то они принимают на себя ударение. Слабый ветер тянул по верхушкам. Люблю молодца за искренность. Если определение выражено именем существительным в родительном падеже, то ударение переносится на это существительное. На нее обратились взоры мужчин. Шум слился с говором гостей. Но при противопоставлении ударение не переносится. Навстречу северной Авроры Звездою севера явись! Согласно правилу, ударение должно было быть на слове «севера». Но так звезда противопоставлена Авроре, то ударение падает на слово «звезда». Определение, выраженное прилагательным, не бывает под ударением. Черные тучи повисли над морем. В небольших комнатках тепло и уютно. Но если «небольшим комнаткам» противопоставляются «большие», ударение переместится. В небольших комнатках тепло и уютно. Если перед существительным стоит несколько прилагательных, то ближайшее к нему не выделяется, а сливается с ним. Он спокойный, рассудительный, положительный человек. Но если одно или несколько прилагательных стоят после существительного, как сказуемые, то ударение переходит к прилагательным. Он человек гордый и своенравный. Если же после существительного стоят прилагательные-определения, то ударение падает и на существительное, и на прилагательные. Из мрака выступало её лицо – худое, морщинистое, испитое. Ударение падает на слова, выражающие сравнение. Стонал, как зверь. Как лань лесная боязлива. Если сравнение и относящееся к нему слово не стоят рядом, то ударение падает на оба слова. Как походил он на поэта, Когда в углу сидел один. Если понятие выражено несколькими словами, то выделяется последнее слово. Например, при имени, отчестве и фамилии – важнее всего фамилия. Однако, если несколько слов выражают не единое понятие, а целую мысль, тогда ударений может быть несколько. Белинский – замечательный русский критик. При противопоставлении в многословном понятии ударение может переместиться. Сравнивая московский театр оперетты и одесский театр оперетты… (Ударение перемещается с конца на начало многословного понятия). playmodel.co.nz Логическая и психологическая паузыВыразительность чтения зависит не только от ударных слов, выделяемых голосом. Своё влияние на эмоциональность чтения оказывают и паузы. Они бывают смысловыми, т.е. логическими и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими. Логические паузы могут быть разной длительности: от мгновенной, которая делается перед словом для его выделения, до продолжительной, отделяющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой речью позволили составить несколько правил, помогающих определить места логических пауз. Они делаются: 1) после подлежащего, которое несёт в себе логическое ударение: 2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами: Сей Анджело надменный,| Сей злобный человек, | сей грешник | - был любим; 3) перед прилагательным, которое следует за существительным и поясняет его: Наконец появилась женщина, | закутанная до невозможности; 4) перед существительным, определяющим другое существительное: Художник Серов | замечательный русский портретист… Но если существительное стоит впереди определяемого слова, пауза не нужна: Замечательный русский портретист художник Серов; 5) перед соединительными союзами: а, и, но, да, так как они относятся к последующим словам, с которыми и должны находиться в одной группе: Хлопотун он, | а хозяин плохой. Мы отужинали молча | и встали из-за стола скорее обыкновенного. 6) При тире и при пропуске слова: Книга - | друг человека. 7) Перед вводным предложением и после него (чтобы не разъединять нить мысли): Она бы и откупиться готова, | и барину говорила, | да он никакого решения не объявляет. 8) Между пояснительными словами, а также между подлежащим, сказуемым и пояснительными словами. 9) В сложных распространённых предложениях: Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, | он взглянул нечаянно в окно | и увидел у ворот остановившуюся тройку… 10) Самой длинной паузой является пауза в периоде на переломе двух частей: Дичи у него в поместье водится много, | дом построен по плану французского архитектора , | люди одеты по-английски, | обеды задает он отличные, | принимает гостей ласково, | а все-таки не охотно к нему едешь. Если для определения логической паузы существует ряд правил, то о психологической паузе можно сказать только то, что она имеет право приостановить течение речи на каком угодно слове и зависит от творческого подхода, опирающегося на анализ текста и определяющего его эмоциональное содержание. Психологическая пауза может совпадать с логической, но может и не совпадать. В отличие от логической, психологическая пауза не может быть просто молчанием. Она «красноречива». В ней как бы доживается, додумывается, досматривается выраженное в предыдущих словах и зарождается то новое, что будет выражено в последующей речи. Наиболее труден для выразительного чтения материал, состоящий из длинных смысловых частей (периодов), в которых легко «заблудиться» и потерять основную мысль. Важно научиться также обращаться с вводными словами и придаточными предложениями. Их следует затушевывать, пользуясь изменениями голоса, паузами и темпом чтения. Иначе речь окажется тяжелой, а это будет мешать восприятию материала.
3909
|