Учимся определять фейковые новости
Интернет превратился в главный поставщик новостей. К сожалению – не самых объективных. И если вы не умеете мыслить критически и различать обман в сети, то рискуете принять на веру любой красиво упакованный бред. Последствия могут быть не самые приятные…
В США в 2016 году во время предвыборной кампании интернет-СМИ обвинили кандидата в президенты Хиллари Клинтон в организации нелегального борделя с несовершеннолетними тружениками. Из-за этого слуха 28-летний мужчина решил устроил стрельбу по предполагаемым сутенерам. Спустя некоторое время информацию о подпольном борделе опровергли, но, как говорится, осадочек остался. Конечно, вы вряд ли после прочтения очередного поста возьмете в руки оружие, как тот впечатлительный мужчина. Но фейковые новости, могут не только исказить картину мира, но и увести деньги из кошелька. Скандальные заголовки привлекают интернет-пользователей на сайты мошенников. А политические провокации под видом новостей давно используются в информационных войнах. Один заголовок о том, что террористы «призвали мусульман Америки голосовать за Хиллари», устроил информационную бойню во время выборов в США, а новость о смерти королевы Елизаветы II в январе этого года спровоцировала волну некрологов даже на достоверных ресурсах, похоронив монарха Великобритании заживо. Как защититься от фейковых новостейПеред вами небольшой чек-лист, который поможет проверить подлинность информации. Задайте себе эти вопросы, если вы видите подозрительную новость – так вы сможете оценить ее более критично. 1. Вызывает ли новость сильные эмоции: страх, гнев или надежду? Если ответ положительный, то к информации стоит отнестись настороженно. Авторы фальшивых новостей стремятся играть на чувствах читателей и часто искажают факты для привлечения внимания аудитории. 2. Как вы нашли эту новость? Была ли она представлена на новостном портале, официальном сайте информационного агентства, или появилась в ленте социальных сетей? Если новость размещена в социальной сети, вы можете задать уточняющие вопросы автору поста или администратору паблика: как в личной переписке, так и в комментарии к посту. 3. Проанализируйте заголовок Используется ли в заголовке CAPS LOCK или эмоциональная пунктуация (!!!)?Разоблачает ли заголовок некую тайну или заговор? Заканчивается ли заголовок «на самом интересном месте»? Прерывается ли фраза, есть ли недосказанность? «СЕНСАЦИЯ!!! ТО, О ЧЕМ МОЛЧАТ СПЕЦСЛУЖБЫ!!! Оказывается, если взять обычный фонарик…» Очевидно, что подобные заголовки – приманки, единственной целью которых является заставить читателя перейти по ссылке. 4. Присмотритесь к тексту В каком виде подана информация? Если в тексте присутствует брань или неуместные шутки, то, скорее всего, он содержит больше субъективного мнения, нежели фактов. Указана ли дата публикации новости? Обозначены ли хронологические рамки события? В начале или в конце статьи обязательно должна стоять дата публикации. При этом в тексте должно указываться, когда именно произошло описываемое событие. 5. Изучите ресурс Насколько известен и авторитетен сайт, где размещена новость? Названия новостных порталов с уже сложившейся репутацией давно известны публике (РБК, RT, Независимая газета и другие). Новостные порталы, информационные агентства, сайты телекомпаний и прочие источники могут быть достоверными в случае, если содержание статьи подозрения не вызывает. Указан ли автор статьи? Можно ли связаться с ним и задать вопросы? Авторы, успевшие приобрести репутацию в профессии, обычно отвечают за свои публикации. Связаться с автором можно через комментарии, по форме обращения, если такая предусмотрена на сайте, либо по электронной почте. Как давно ресурс предоставляет информацию? Хороший сайт – это старый сайт. Я имею в виду не древний дизайн страницы и отсутствие оптимизации для мобильных приложений, а работу ресурса на протяжении долгого времени. Новые сайты, которые могут появляться и исчезать, заслуживают меньше доверия. Дважды стоит подумать, если интернет-страница была заброшена на несколько лет, а потом неожиданно возобновила работу. Как сайт позиционирует себя? Страница информационного агентства явно выигрывает у интернет-журнала, который специализируется на светской хронике. Отраслевые порталы не будут обращать внимания на материалы, выходящие за рамки их интересов. Практически у каждого новостного сайта есть своя специализация, и при анализе источника важно понять, что это за сайт – желтые СМИ, новостной портал или радикально левая интернет-газета. Есть ли у сайта стандарт оформления страницы? Выверена ли верстка, гармонично ли смотрится текст и иллюстрации? На профессиональных сайтах новость подается в стандартном формате, который доведен до автоматизма. В обратной же ситуации, когда страница выглядит неопрятно, сделана будто впопыхах, стоит насторожиться: возможно, вас пытаются накормить фейком. 6. Проверяйте источники Имеются ли в тексте статьи ссылки на источники, официальные документы или статистические данные? Если автор приводит стат. данные - на эту информацию должны быть предоставлены ссылки. Мифические «эксперты в области...» без указания конкретных исследований остаются только в анекдотах. Передача информации должна быть конкретной и точной. Есть ли гиперссылки на конкретную информацию? Не вырваны ли данные из контекста? Любимый прием лже-новостников – указать ссылку не на конкретную исходную статью, а на стартовую страницу респектабельного сайта. Не давайте ввести себя в заблуждение, обязательно проверяйте соответствие информации источнику. 7. Присмотритесь к изображениям Поищите фотошопные «ляпы» Отличить отредактированную картинку от оригинальной не так сложно, если речь идет о горячих новостях: слепленный впопыхах фейк будет содержать ошибки. Найдя их, вы сможете спокойно закрывать страницу – верить тому, что проиллюстрировано фальшивой картинкой, естественно, не стоит. Проверьте, не «гуляет» ли картинка по сети Поиск по Яндекс и Google - картинкам прост и понятен. Попробуйте найти изображение из статьи на просторах Интернета и посмотреть, на каких сайтах оно успело засветиться. Если картинку используют с отличным от статьи контекстом, то это точно не репортаж с места событий. 8. Найдите подтверждение новости в других источниках Новости, особенно о событиях в мире, разлетаются по сети моментально, и если события обсуждаются в нескольких источниках сразу, то им есть основания верить. Главное – определиться с порталами, которым стоит доверять (читаем пункт об анализе ресурса). И напоследок один совет. Не особо верьте специальным сервисам, якобы проверяющим подлинность информации: Fake News Watch, International Fact-Checking Network и их русскоязычным аналогам. Большинство из них созданы по инициативе спецслужб США и ЕС в рамках стратегии информационной войны, но никак не для спасения россиян от засилья фальшивых новостей. Помните, что информационная среда не всегда отражает реальное положение вещей. Учитесь сами задавать вопросы, сомневаться и проверять информацию, которая льется на наши мозги с экранов компьютеров и гаджетов, и научите этому своих детей.
11054
|